Проведение оперативно розыскной деятельности предварительного следствия
Оглавление:
- Соотношение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
- Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности
- Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»
- Образовательный портал — все для студента юриста.
- Повод и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
- Использование результатов орд в предварительном расследовании и в суде
- Органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия
- Оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Соотношение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
Исследуются проблемные вопросы, возникающие при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе предварительного расследования. Предложено расширить перечень следственных действий, что приведёт к улучшению процессуального контроля за ходом и результатами оперативно-розыскных мероприятий. Ключевые слова: уголовное дело, следователь, доказательство, предварительное расследование, следственное действие, оперативно-розыскное мероприятие. Уголовное судопроизводство — регламентируемая законом уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц, которая направлена на раскрытие и расследование преступления, а также на рассмотрение дела в суде.
Также под уголовным судопроизводством понимают систему правоотношений, которые возникают между уполномоченными субъектами и другими субъектами во время производства по уголовному делу.
Уголовное судопроизводство включает в себя ряд этапов: 1) обнаружение признаков преступления; 2) возбуждение уголовного дела; 3) производство предварительного расследования; 4) рассмотрение дела в суде. Основной целью уголовного судопроизводства является привлечение виновного в совершении преступления к уголовной ответственности и понесение им справедливого наказания, а также, в случае если лицо непричастно к совершению преступления, ограждение его от незаконного и необоснованного уголовного преследования. Одним из важнейших этапов уголовного судопроизводства является предварительное расследование.
Содержание данного этапа заключается в собирании доказательств, доказывании и формировании, на основе полученных доказательств итогового процессуального решения на данном этапе — постановления о направлении дела прокурору или постановления о прекращении уголовного дела. В свою очередь основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, это же утверждает ч. 1 ст. 86 УПК РФ. В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность представляет собой как гласную, так и негласную деятельность уполномоченных на то Федеральным законом № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» органов, которая заключается в проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Главной целью данных мероприятий является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Использование оперативно-розыскной информации в ходе расследования уголовных дел связано с вопросом о формах и пределах ознакомления следователя с оперативными материалами [5, c.15]. Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности
Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, предоставляет результаты ОРД в целях их последующего использования в уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв.
приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее — Инструкция). Данный межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении следующего комплекса документов.
1. Постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд, наличие которого предусмотрено ч.
3 ст. 11 Закона об ОРД и п. 10, 11 приложения 2 к Инструкции.
Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела. Данное постановление позволяет представить результаты ОРД для их проверки дознавателем, органом дознания, следователем и судом и принятия ими процессуального решения в порядке ст.
144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к материалам уголовного дела. Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной.
Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания вынесения постановления. Описательная часть базируется на требованиях закона и подзаконных ведомственных актов (ст. 11 Закона об ОРД, п. 10 Инструкции).
В ней отражаются следующие данные: в результате каких ОРМ получены материалы, какие конкретно, для каких целей они предоставляются, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению. Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов.
Он должен показать, что результаты ОРД вполне надежны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использования в гласном уголовном процессе. К предоставляемым результатам ОРД могут прилагаться копии постановлений о проведении отдельных ОРМ: а) проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен: б) оперативного эксперимента (п.
11 Инструкции). Кроме того, при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, должны прилагаться копии решений об их проведении (п.
13 Инструкции)
Тема №8 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование
Цель лекции: охарактеризовать органы, осуществляющие ОРД, раскрыть понятие предварительного расследования, раскрыть особенности деятельности органов дознания. Ключевые слова:оперативно-розыскное мероприятие, следователь, прокурор, дознаватель.
Вопросы: 1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
2. Понятие предварительного расследования.
3. Органы дознания. 1. Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями, уполномоченными на то государственными органами, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; — осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; — добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» в редакции от 28 августа 2004 г., другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с упомянутым Федеральным законом оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3). Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны (ст. 14): -принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; -исполнять поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству; -выполнять на основе и в порядке, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; -соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее проводить, имеют право (ст.
15): -изымать предметы, материалы и сообщения, а также прерывать услуги
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г.
Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30544 В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1- приказываем: Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Министр внутренних дел Российской Федерации В.
Колокольцев Министр обороны Российской Федерации С. Шойгу Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации А. Бортников Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации А.
Муров Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов Директор Службы внешней разведки Российской Федерации М. Фрадков Директор Федеральной службы исполнения наказаний Г.
Корниенко Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.
Бастрыкин 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207. Приложение Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд I.
Общие положения 1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность1, результатов ОРД2 органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий3 по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве; исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны; исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г.
N 57-ФЗ
«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
4 судебным искам. 2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.
3. Правовой основой представления результатов
Образовательный портал — все для студента юриста.
1.
Понятие оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность — это гласная и негласная деятельность оперативных подразделений государственных органов, по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, в целях обеспечения общественной безопасности, правопорядка и недопущения совершения преступлений.
Регламентацию оперативно-розыскной деятельности осуществляют нормы права отраженные в конституции РФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». 2. Задачи и направления оперативно-розыскной деятельности.
Задачами оперативно-розыскной деятельности, в соответствии со статьей 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются: — Выявление преступлений. — Предупреждение преступлений. — Пресечение преступлений. — Выявление лиц занятых в подготовке к преступлению.
— Выявление лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.
— Выявление уклоняющихся от уголовного наказания.
— Розыск без вести пропавших лиц. — Деятельность по добыванию информации о действиях или событиях, создающих угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
3. Принципы оперативно-розыскной деятельности. Принципами оперативно-розыскной деятельности, в соответствии со статьей 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются: — Осуществление оперативно-розыскной деятельности на началах законности.
— оперативно-розыскная деятельность должна производиться в строгом соответствии с нормами закона «Об оперативно-розыскной деятельности». — оперативно-розыскная деятельность осуществляется самостоятельно, либо по поручению следственных органов. — на совершение установленных оперативно-розыскных мероприятий необходимо разрешение суда или же санкция прокурора.
— оперативно-розыскная деятельность, в отличие от следственных действий может производиться до возбуждения уголовного дела.
5. Виды оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», устанавливаются следующие мероприятия в рамках оперативно-розыскной деятельности: — Произведение опроса.
— Наведение справок о предмете оперативно-розыскной деятельности.
— Сбор образцов, для осуществления сравнительного анализа. — Проверочная закупка. — Исследование предметов и документов, представляющих интерес для оперативно-розыскной деятельности. — Наблюдение за объектом оперативно-розыскной деятельности.
— Отождествление личности. — Обследование движимого и недвижимого имущества представляющего интерес для оперативно-розыскной деятельности.
Надзор за законностью осуществления предварительного следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности
Предмет надзора в рассматриваемой отрасли определен в ст.
29 Закона о прокуратуре РФ. Он состоит в следующем:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- законность проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
Задача надзора состоит в следующем:
- возбуждение уголовного дела и предварительное расследование должно осуществляться в установленном законом порядке, с соблюдением установленных сроков и с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства, а также иных граждан.
- применение мер процессуального принуждения к лицам, совершившим преступления, должно производиться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом;
- привлечение к уголовной ответственности виновных лицдолжно быть законным и обоснованным;
- каждое преступление должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее, — привлечено к установленной законом ответственности;
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью определены в УПК РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст.
37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения. При рассмотрении деятельности следователя и дознавателя следует разграничивать такие понятия, как «прокурорский надзор» и «ведомственный контроль».
Прокурор осуществляет надзор за всеми органами, осуществляющими уголовное преследование. Деятельность же начальника органа дознания, начальника следственного отдела представляет собой исключительно ведомственный процессуальный контроль.
Очень важно, чтобы прокурор и начальник следственного отдела не подменяли друг друга, а каждый выполнял возложенные на него функции.
Начальник следственного отдела в соответствии со ст.
39 УПК РФ поручает следователям расследование уголовных дел, дает обязательные указания по вопросам следствия, решает организационные вопросы, связанные с распределением нагрузки между следователями, применяет меры поощрения и взыскания.
Прокурор в свою очередь осуществляет именно надзорные полномочия. Он вправе отменить любое незаконное или необоснованное решение следователя или начальника следственного отдела, но не вправе подвергнуть следователя дисциплинарному взысканию, применить меры поощрения, не занимается распределением нагрузки между следователями. Начальник следственного отдела не вправе отменять решения следователя за исключением постановления о приостановлении уголовного дела.
На досудебных стадиях уголовного процесса прокурор может непосредственно осуществлять уголовное преследование, принимать дело к своему производству и расследовать его в форме следствия или
Повод и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Для принятия решения о производстве ОРМ должны быть повод и основания. При этом, еще раз подчеркнем, гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.
8 Закона об ОРД). Поводом могут являться поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках противоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений. Сведения могут поступать в письменной (оперативно-служебные документы, публикации в СМИ, материалы проверок, сообщения конфиденциальных сотрудников и др.) и устной (в случаях необходимости быстрого реагирования на развитие криминогенной ситуации) форме.
Основаниями для проведения ОРМ, как мы уже говорили в предыдущей главе, являются фактические данные о непосредственных признаках противоправности деяния или угрозы общественной безопасности, требующие реагирования оперативно-розыскных органов. Все основания проведения ОРМ можно разделить на две группы:
- сбор сведений, необходимых для принятия решения о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, различным видам деятельности, а также для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД.
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших;
К первой группе ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД относит шесть оснований проведения ОРМ, которые следует рассмотреть более подробно.
1. Наиболее значимое основание для начала проведения ОРМ — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту.
При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — органом дознания (в том числе субъектом ОРД), следователем или судом и в чьем производстве оно находится.
Возбуждение уголовного дела является не только начальной стадией уголовного процесса, но и одним из решений, актов, завершающих стадию разрешения заявления, сообщения о преступлении.
Сам факт принятия такого решения следователем или прокурором свидетельствует об установлении достаточных данных для его возбуждения и соответственно для начала предварительного расследования, что находит отражение в уголовно-процессуальном акте — постановлении о возбуждении уголовного дела.
Орган дознания даже без установления виновного лица, совершившего преступление, по любым находящимся в его производстве делам вправе проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 41 УПК РФ запрещается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит поданному уголовному делу ОРМ.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему неотложные следственные действия и ОРМ только по поручению следователя.
Использование результатов орд в предварительном расследовании и в суде
II.
Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)15.
Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
Допрос судебного эксперта на предварительном следствии и в суде?
Поскольку общие требования к форме и содержанию конкретных видов «иных документов», составляемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий и используемых в дальнейшем в качестве доказательств, в предыдущих главах настоящего пособия уже были изложены, остается схематично рассмотреть, как «работают на установление тех или иных обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, доказательства, полученные в результате оперативно-розыскного мероприятия, в единой системе с доказательствами, полученными в результате следственных действий. Одним из наиболее ответственных аспектов оценки результатов оперативно-розыскного мероприятия является проверка версии о возможной провокации. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности В Инструкции обоснованно указывается, что результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны содержать, в частности, данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Вместе с тем, как отмечено выше, нельзя игнорировать и требования неразглашения сведений, составляющих государственную тайну.
- содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства;
- формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;
- содержать данные позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
В случаях, когда такие лица соглашаются выступать в качестве свидетелей и давать показания о ставших им известными обстоятельствах и фактах, суд должен руководствоваться положением части 5 статьи 278 УПК РФ, согласно которой при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства.
Поэтому, исходя из этого, прежде, чем решать вопрос об использовании результатов ОРД в доказывании, необходимо тщательно проверить законность их получения. Если окажется, что оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых добыты представленные сведения, проведены с нарушением закона, они не могут использоваться в доказывании.
Органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия
Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ; ·Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ; ·следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах; ·следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следственный комитет возглавляет заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя. Следователь как субъект уголовного процесса — это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, или органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России, так как согласно ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации. Процессуальным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст.
39 Уголовно-процессуального кодекса), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 Уголовно-процессуального кодекса).
Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи, с чем следователь вправе: 1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; 4) давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных Уголовным-процессуальным кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении любых оперативно- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия; 5) в любой момент приступить к производству предварительного следствия, по делам,
Прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в стадии предварительного расследования преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
УДК37 ББК67 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ, СОВЕРШЕННЫХ В УСЛОВИЯХ НЕОЧЕВИДНОСТИ. АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЕСНИКОВ, Заместитель прокурора Еврейской автономной области Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация.
Представлен прокурорский надзор за органами, осуществляющими ОРД в стадии предварительного расследования по делам о преступлениях против личности, совершенных в условиях неочевидности.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, нарушения прав и свобод человека и гражданина, дознаватель, следователь, суд, прокурор, прокурорский надзор.
Annotation. this article is devoted to the activities of the prosecutor’s supervision over the bodies carrying out operational investigative activities in a stage of preliminary investigation in cases of crimes against the person committed in conditions of non-obviousness.
Consider a typical disorders originating in the prosecutor’s and investigative practice in cases involving crimes against the person committed in conditions of non-obviousness. Practical recommendations for the implementation of prosecutorial supervision over the execution of laws by bodies conducting operational-search activity, inquiry and preliminary investigation. Keywords: operational search activity, operational search actions, violations of the rights and freedoms of the person and citizen, investigator, investigator, court, prosecutor, public prosecutor’s nadzor.terrorist, crimes, counteraction of extremist activity, counteraction to terrorism, dialectic unity, essence Изучение практики организации прокурорского надзора с теоретической точки зрения позволяет признать, что деятельность прокурорского надзора за органами, осуществляющими ОРД в стадии предварительного расследования является одной из приоритетных в деятельности органов прокуратуры.
Ведь с момента возбуждения уголовного дела и на протяжении всего предварительного следствия деятельность следователей, дознавателей не может в полной мере эффективно функционировать без оперативного сопровождения, под которым понимается «комплексная система оперативно-разыскных мероприятий, направленных на своевременное и полное раскрытие и расследование конкретных преступлений, т.е. следственные действия, их тактика сопровождаются проведением ряда оперативно-разыскных и иных мероприятий»1.
На стадии предварительного
Оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Данному направлению надзорной деятельности посвящены ст.29 – 31 ФЗ о прокуратуре.
Данное направление относительно обособлено, т.к. обладает рядом специфических свойств.
Они обусловлены его целевым назначением, т.е. борьбой с преступностью как наиболее тяжкиминарушениями законности, в отличие от других направлений надзора, где ведётся борьба с административными правонарушениями, гражданскими деликтами и дисц.прост.
Борьба с преступностью определяет содержание надзорной деятельности, что связано с наличием 2 факторов: 1) социальная направленность преступления, т.е. преступления всегда направлены против установленного государством правопорядка, который предусматривает охрану прав и свобод личности, общества и государства.
Надзорная деятельность является сложной по своему содержанию также и потому, что в неё помимо надзора за расследованием включается и само расследование, вытекающее из содержания надзора.
Надзор прокуратуры за законностью производства расследования можно рассматривать и относительно видов поднадзорных органов. Это
- Органы предварительного следствия.
- Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
- Органы дознания,
Полномочия у прокурора к данным органам различны.
Можно ОРД выделить из этого, т.к.
это не регулируется процессуальным законодательством. ФЗ об ОРД и УПК. ОРД осуществляется ОВД, ФСБ, ФТС, Службы внешней разведки, ФСИН.
Задачи прокуратуры в надзоре за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия.
Существует 3 группы задач: 1) общие задачи – п.2 ст.1 ФЗ о прокуратуре Это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. 2) отраслевые задачи. Это соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие.
3) задачи стадии уголовного процесса.
ü Обеспечение своевременного возбуждения уголовного дела ü Пресечение длящихся и предупреждение готовящихся преступлений ü Предотвращение незаконного возбуждения уголовного дела.
Полномочия прокурора в надзоре за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия: 1) полномочия по выявлению нарушений законности. При выявлении нарушений законности прокурор уполномочен: · Проверять исполнение требований ФЗ при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; интересно, что такого закона нет, а если его примут, то как он будет соотноситься с УПК, если УПК – единственный источник.
Особенности оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства на различных стадиях расследования преступлений
Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства осуществления на различных стадиях уголовного судопроизводства путем реализации комплексных действий на стадии возбуждения уголовного дела и его расследования до приостановления производства по нему или окончания судебного процесса.
В связи с этим ОРО имеет ряд особенностей:
- объектами ОРО являются лица, представляющие оперативный интерес, предметы и документы как носители доказательственной информации, очевидцы совершенного преступления.
- ОРО имеет обеспечивающий характер по отношению к процессуальной деятельности;
- субъектами ОРО выступают оперативные сотрудники;
- оно создает наиболее благоприятные условия для полного, объективного и всестороннего раскрытия, расследования уголовного дела и последующего судебного разбирательства;
Необходимость ОРО на различных стадиях уголовного судопроизводства обусловлена следующими причинами:
- неэффективностью системы правовых норм, предусматривающих уголовно-правовые последствия за умышленное противоправное противодействие осуществлению правосудия, и др.
- активным поиском подозреваемыми, обвиняемыми и подсудимыми в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства наиболее слабых звеньев в системе обвинения с целью их последующего использования в личных корыстных целях;
- несовершенством системы оперативного контроля за действиями подозреваемых, что позволяет им беспрепятственно осуществлять противоправную деятельность, направленную на фальсификацию доказательств, психическое устрашение участников уголовного процесса;
ОРО уголовного судопроизводства состоит из ряда структурно- содержательных элементов, которые, исходя из их организационно-тактического содержания, требуют детального рассмотрения.
1. Выявление признаков преступлений, а также лиц, их совершивших.
Данная деятельность оперативных сотрудников начинается до возбуждения уголовного дела. Она имеет существенное значение прежде всего для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем. Выявлению подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб.
В некоторых случаях оперативно-розыскные возможности должны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого. Основными задачами оперативных подразделений при выявлении неочевидных преступлений являются: оперативный поиск; оценка обнаруженных и закрепленных доказательств; активное обнаружение источников розыскной информации (очевидцев, потерпевших, конфиденциальных сотрудников, располагающих сведениями о преступном событии, и т.п.); налаживание оперативного поступления информации о совершенном преступлении; фиксация оперативно-розыскной информации для последующего ее использования в уголовном судопроизводстве.