Меню
Главная - Социальное обеспечение - Причины и ход создания конституции 1793

Причины и ход создания конституции 1793

Государственно-политическая эволюция Первой Республики во Франции

  1. >
  1. Формирование обновленного государственно-политического уклада прошло в два этапа. В течение первого этапа (август-сентябрь 1792 г.) фактически установилась на основе решений Законодательного собрания. Этими решениями был закреплен государственный переворот 10 августа, произошедший на волне нарастания общих антиконституционных и антимонархических устремлений главным образом населения Парижа при политической активности леворадикальных движений, в том числе и в самом Собрании. Законодательное собрание, отменив главный юридический ограничитель своей – королевского вето на принимаемые , постановило созвать Национальный конвент с конституционной властью.

    Впредь до созыва конвента управление поручалось чрезвычайному органу – Исполнительному комитету из 6 (возглавил его руководитель Дантон).

    11 августа был законодательно установлен новый порядок выборов и введено всеобщее (мужское): 1) правом избирать наделялись все французы старше 21 года с годичным цензом оседлости, имеющие самостоятельный заработок и не состоящие в услужении; 2) отменялось разделение граждан на активных и пассивных, однако для избрания в выборщики сохранялся повышенный возрастной в 25 лет. Чтобы удовлетворить социальные интересы крестьянства и сплотить их вокруг формирующейся новой власти. Собрание приняло серию августовских декретов, которыми проводилась дальнейшая национализация земель эмигрантов и упразднялись сохранявшиеся еще остатки прежнего аграрного строя (см.

    § 60.3). Создавались также чрезвычайные судебные и исполнительные органы для борьбы с контрреволюцией и преследования пособников интервентов. В ходе второго этапа (сентябрь 1792 – июнь 1793 гг.) юридически конституировалась республика на основе новых конституционных решений Национального конвента.

    в Конвент завершились в сентябре 1792 г. В него были избраны 783 (около 200 принадлежали к жирондистскому крылу, 100 – якобинцы-монтаньяры, остальные занимали колеблющуюся политическую позицию).

    Самым серьезным показателем происходившего в стране радикального политического процесса было отсутствие в Конвенте конституционалистов (фейянов).

    Конвент открылся 21 сентября 1792 г. в обстановке национального ликования по поводу первых побед реорганизованной патриотической армии над монархической интервенцией.

    Армия Франции перешла в наступление, вторгшись в Бельгию, а затем и в западные германские земли. Поэтому первые политические решения опирались на своего рода примирение жирондистского крыла с монтаньярами («Горой»), которых в особенности поддерживала преобразованная и сплотившаяся вокруг якобинских лидеров (, и других) Парижская коммуна.
    Первым же решением Конвент провозгласил (1) отмену и, соответственно, (2) аннулирование 1791 г.

    В качестве символического жеста было установлено новое летосчисление – с 21 сентября 1792 г. – и введен новый календарь, построенный на надуманной хронологии сельскохозяйственных работ, 25 сентября 1792 г.

    Франция была провозглашена республикой. Причем, чтобы парализовать

Конституция 1793 года

Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики.

Конституционная комиссия Конвента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен одним из видных политических деятелей жирондистов, литератором и историком Ж. Кондорсе. Проект был в значительной степени ориентирован на политическую доктрину Руссо с ее идеями народного суверенитета и государственного принуждения.

Большое место было уделено исполнительной власти, которая должна была стать доминирующей государственной силой.

По этой причине, а также потому, что в проекте не была формально гарантирована неприкосновенность собственности (что также вытекало из руссоистских идей), проект Кондорсе был отставлен. Новый проект был подготовлен к началу июня 1793 г. (его единственным автором стал Геро де Сенийль) и быстро утвержден Конвентом уже в изменившейся политической обстановке изгнания жирондистов из правительства и Конвента и возобладания леворадикального крыла якобинцев.Конституция 24 июня 1793 г.
была принципиально новым политико-правовым документом и по своим общим принципам, и по избранному направлению в организации государственной власти.

Она отразила временное возобладание крайне радикалистских идей, для которых не было реальной основы в укладе еще не отошедшего от духа «старого режима» французского общества, и потому оказалась нежизнеспособной. Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что рядом с формальной конституцией сложилась другая, фактическая — на существенно различавшихся принципах.Конституция была вынесена на всенародный референдум, завершенный к 10 августа, и получила одобрение большинства голосовавших (1,8 млн.: 17 тыс.

«против»).Конституция 1793 г.

состояла из двух частей: обновленной «Декларации прав человека и гражданина» (в 35 ст.) и собственно конституции (122 ст.). Декларация в главном развивала положения Декларации 1789 года: государство установлено для реализации человеком его естественных и неотъемлемых прав, каковыми являются равенство, свобода, безопасность, собственность, и действует на основе общественно полезной законности (ст.

ст. 1–4, 9). Но в конкретном закреплении гражданских прав и принципов правопорядка Декларация пошла далее в духе доктрины социализации права и его большего радикализма.

Провозглашалась свобода труда и занятий (ст.

17). Общество должно было гарантировать гражданину социальное обеспечение (в случае неспособности к труду) и образование (ст. ст. 21–22). Более категорично, чем в Конституции 1791 г., декларировались право петиций (ст. 32), а также право на свободные собрания, свободу мнений, вероисповедания, печати (ст.

7). В политико-правовом отношении Декларация засвидетельствовала важные перемены революционной доктрины.

Почти абсолютизированным был принцип народного суверенитета: он неделим и неотчуждаем, не может быть никем присвоен (ст. ст. 25–27). Вследствие этого было провозглашено право

Конституция 1793 года

Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики.

Конституционная комиссия Конвента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен одним из видных политических деятелей жирондистов, литератором и историком Ж. Кондорсе. Проект был в значительной степени ориентирован на политическую доктрину Руссо с ее идеями народного суверенитета и государственного принуждения.

Большое место было уделено исполнительной власти, которая должна была стать доминирующей государственной силой.

По этой причине, а также потому, что в проекте не была формально гарантирована неприкосновенность собственности (что также вытекало из руссоистских идей), проект Кондорсе был отставлен. Новый проект был подготовлен к началу июня 1793 г. (его единственным автором стал Геро де Сенийль) и быстро утвержден Конвентом уже в изменившейся политической обстановке изгнания жирондистов из правительства и Конвента и возобладания леворадикального крыла якобинцев.

Конституция 24 июня 1793 г. была принципиально новым политико-правовым документом и по своим общим принципам, и по избранному направлению в организации государственной власти. Она отразила временное возобладание крайне радикалистских идей, для которых не было реальной основы в укладе еще не отошедшего от духа «старого режима» французского общества, и потому оказалась нежизнеспособной. Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что рядом с формальной конституцией сложилась другая, фактическая – на существенно различавшихся принципах.

Конституция была вынесена на всенародный референдум, завершенный к 10 августа, и получила одобрение большинства голосовавших (1,8 млн. : 17 тыс. «против»). Конституция 1793 г. состояла из двух частей: обновленной «Декларации прав человека и гражданина» (в 35 ст.) и собственно конституции (122 ст.).

Декларация в главном развивала положения Декларации 1789 года: государство установлено для реализации человеком его естественных и неотъемлемых прав, каковыми являются равенство, свобода, безопасность, собственность, и действует на основе общественно полезной законности (ст. ст. 1-4, 9). Но в конкретном закреплении гражданских прав и принципов правопорядка Декларация пошла далее в духе доктрины социализации права и его большего радикализма. Провозглашалась свобода труда и занятий (ст.

17). Общество должно было гарантировать гражданину социальное обеспечение (в случае неспособности к труду) и образование (ст. ст. 21-22). Более категорично, чем в Конституции 1791 г., декларировались право петиций (ст.

32), а также право на свободные собрания, свободу мнений, вероисповедания, печати (ст.

7). В политико-правовом отношении Декларация засвидетельствовала важные перемены революционной доктрины. Почти абсолютизированным был принцип народного суверенитета: он неделим и неотчуждаем, не может быть никем присвоен (ст. ст. 25-27). Вследствие этого было провозглашено право народа на «пересмотр,

Причины и ход создания конституции 1793

Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики.

Конституционная комиссия Конвента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен одним из видных политических деятелей жирондистов, литератором и историком Ж.

Кондорсе. Проект был в значительной степени ориентирован на политическую доктрину Руссо с ее идеями народного суверенитета и государственного принуждения.

Большое место было уделено исполнительной власти, которая должна была стать доминирующей государственной силой. По этой причине, а также потому, что в проекте не была формально гарантирована неприкосновенность собственности (что также вытекало из руссоистских идей), проект Кондорсе был отставлен.

Новый проект был подготовлен к началу июня 1793 г. (его единственным автором стал Геро де Сенийль) и быстро утвержден Конвентом уже в изменившейся политической обстановке изгнания жирондистов из правительства и Конвента и возобладания леворадикального крыла якобинцев.

Конституция 24 июня 1793 г. была принципиально новым политико-правовым документом и по своим общим принципам, и по избранному направлению в организации государственной власти. Она отразила временное возобладание крайне радикалистских идей, для которых не было реальной основы в укладе еще не отошедшего от духа «старого режима» французского общества, и потому оказалась нежизнеспособной.

Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что рядом с формальной конституцией сложилась другая, фактическая – на существенно различавшихся принципах. Конституция была вынесена на всенародный референдум, завершенный к 10 августа, и получила одобрение большинства голосовавших (1,8 млн.: 17 тыс.
«против»). Конституция 1793 г.

состояла из двух частей: обновленной «Декларации прав человека и гражданина» и собственно конституции.

Декларация в главном развивала положения Декларации 1789 года: государство установлено для реализации человеком его естественных и неотъемлемых прав, каковыми являются равенство, свобода, безопасность, собственность, и действует на основе общественно полезной законности. Но в конкретном закреплении гражданских прав и принципов правопорядка Декларация пошла далее в духе доктрины социализации права и его большего радикализма.

Провозглашалась свобода труда и занятий.

Общество должно было гарантировать гражданину социальное обеспечение (в случае неспособности к труду) и образование. Более категорично, чем в Конституции 1791 г., декларировались право петиций, а также право на свободные собрания, свободу мнений, вероисповедания, печати. В политико-правовом отношении Декларация засвидетельствовала важные перемены революционной доктрины.
Почти абсолютизированным был принцип народного суверенитета: он неделим и неотчуждаем, не может быть никем присвоен.

Вследствие этого было провозглашено право народа на «пересмотр, преобразования и изменения конституции»: «Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколение будущее».

Каминский Марат Константинович Ижевск 2009 требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников по специальности 021100 «Юриспруденция» Общие требования к образованию диплом

Однако широкие слои собственников с подозрением относились к «крайностям» якобинского правления и желали закрепления результатов революции в действующей Конституции и стабильном законодательстве, чего якобинцы с их «идеализмом» обеспечить не могли.

Падение якобинской диктатуры произошло в результате контрреволюционного переворота. Часть якобинских «террористов», нажившихся на конфискациях и виновных в наиболее вопиющих злоупотреблениях властью, опасаясь за свою безопасность, составила заговор против Робеспьера. 27 июля 1794 г. или 9 термидора по революционному календарю в Конвенте были арестованы вожди якобинцев во главе с Робеспьером, а затем они вместе с ближайшими сторонниками были казнены без суда и следствия.

4. Конституция Французской республики 1793 года и причины её не введения в действие. Проект Конституции в конце июня 1793 г. был принят Конвентом и одобрен народным голосованием — 1, 8 миллионов высказались за, против около 12 тыс.

из семи миллионов избирателей. Для условий гражданской войны, которой тогда была охвачена Франция, (правительство на тот момент контролировало не более трети территории страны), такой результат мог считаться вполне удовлетворительным Конституции 1793 г.

предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала новые черты, которых не было в Декларации 1789 г. Учредительного собрания: 1. Якобинская декларация подчеркивала верховенство народа, а не нации и право сопротивления угнетению, которое превращалось в

«право на восстание со стороны народа или любой части народа»

.

Восстание признавалось «священным долгом и безотлагательной обязанностью», если правительство нарушает права народа. При этом не уточнялось, ни что понимается «под частью народа», ни кто должен судить о нарушении ее прав.

2. Декларация 1793 г. в значительной мере была создана под влиянием теоретических взглядов Ж. Ж. Руссо, выраженных в его произведении

«Об Общественном договоре, или Принципы политического права»

(1762 г.).

В нем была развита идея общественного договора и утверждения на его основе народного суверенитета, несовместимого с разделением властей. 3. На общество возлагается обязанность помощи неимущим путем предоставления работы или пропитания.

4. Обязанность общества содействовать образованию всех граждан. Тем самым якобинцы отмечали необходимость социальной помощи беднейшим слоям населения, хотя они не были социалистами и провозглашали неприкосновенность собственности.

В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г. Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла. Якобинская Конституция 1793 года объявляла Францию (народной) республикой по форме правления, а по форме государственного устройства — унитарным государством.
Характерными чертами этой республики являлись коллегиальность в принятии решений (большинством), выборность и кратковременное пребывание у власти всех должностных лиц, элементы прямой демократии (постоянный плебисцитарный механизм) в организации законодательной власти.

Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1793 г Франции

Стр 5 из 18 Конституция 1791 года как основной закон крупной буржуазии вызвала недовольство народа и критику со стороны левых, радикальных сил и, прежде всего, партии якобинцев, отражающей интересы мелкой буржуазии. Лидеры якобинцев Робеспьер, Марат, Демулен и др.

требовали от Национального собрания низложения короля и организации новой конституционной власти. При поддержке народа в ночь с 9 на 10 августа 1792 года якобинцы совершили государственный переворот.

Король Людовик XVI был арестован. Национальное собрание объявило о выборах в Национальный конвент, который и должен был заняться государственными делами в чрезвычайных условиях.

11 августа был законодательно установлен новый порядок выборов и введено всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года с годичным цензом оседлости, имеющих самостоятельный заработок.

В сентябре 1792 года в Конвент были избраны 783 депутата, которые приняли постановление об упразднении монархии и Конституции 1791 года.

25 сентября 1792 года Франция была провозглашена республикой. Король Людовик XVI предстал перед парламентским судом, обвинен в государственной измене и казнен. К 15 ноября 1792 года на заседании Конвента был обсужден проект новой конституции, представленной известным математиком Кондорсе.

Но данный проект Конституции был отклонен Конвентом из-за громоздкости (400 статей), доктринерства и догматичности. Он был далек от реальной жизни. Тем не менее, проект Кондорсе, как и политическая теория Ж.Ж.

Руссо, использовался якобинцами при составлении очередного конституционного проекта, автором которого был Геро де Сенийль.

24 июня 1793 года якобинская конституция была утверждена и одобрена большинством граждан Франции в ходе всенародного референдума (1,8 млн. — «за», 17 тыс. — «против»). Конституция 1793 года состояла из двух частей: обновленной Декларации прав человека и гражданина (35 ст.) и собственно Конституции (122 ст.). Декларация прав человека и гражданина 1793 года отличается от прежней большим демократизмом и революционностью.

«Целью общества — указывает Декларация 1793 года, — является общее счастье»

, которое возможно в условиях народного суверенитета и республики. Ярким проявлением революционного характера якобинской демократии явилось провозглашение в Декларации права на восстание:

«Когда правительство нарушает права народа, восстание составляет для каждой части народа самое священное из прав.»

.

Было упразднено деление граждан на активных и пассивных, как несовместимое с идеей равенства. Конституция 1793 года провозгласила Францию унитарной республикой, в которой верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу и, вследствие этого, устанавливалось всеобщее мужское избирательное право.

Избирателями являлись все граждане, имеющие постоянное место жительство не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст.28). Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительство во Франции.

Конституции Франции 1791,1793 г

8 1791 г.

1.утвержден Учред.Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность К. К. устанавливала гос. строй, основанный на ПРВ, ограничения монархии, утвержде­ния нац.

суверенитета и представительного правления.2.Права человека закреплены в ДПЧиГ 89г. 3.Провозглашалось ФГУ-унитарное.4. Ф.пр-.КМ. 5.ПРВ-Высш. закон.орган.- однопалатное Нац.

собрание, 2 г. и не могло быть распущено коро­лем. Депутаты наделялись правом неприк-ти: они не могли быть подвергнуты угол.

преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обяз-й. Главным назначением Нац. собрания являлось при­нятие законов. королев­ское вето было только отлагательным.Исполн.

власть вручалась королю, которому предстоя­ло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров.

Король возглавлял вооруж силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руко­водство внутренним управлением и внешними отношениями.

Исполн власть короля огранич-сь. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали за­конную силу лишь после подписания их соотв.

минист­ром, который и нес ответственность за принятое решение. Минист­ры назначались королем, но могли быть преданы суду Нац.

собранием за неправомерные действия по своему ведомству. 6.Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соотв-х министров. Король мог отменить реш-я местных властей, если они противоречили законам и пост-м прав-ва, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание.

Последнее отвергало или утвер­ждало принятое решение, могло предать виновных суду. Судебная власть осущ-сь выбранными на срок судьями. Они м.б смещены только за преступления по должности, ус­тановл в судебном порядке.

Для рассмотр-я угол-х дел учреждался суд присяжных.

Создавался кассационный суд. Особое значение имели разделы К, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный во­прос — кто будет править страной.Депутаты Нац. собрания д.б избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане.

Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, 25 л, проживающие в определенном месте в течение уст-го за­коном времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесен­ные в список национальной гвардии.В К нашли воплощение принципы национального су­веренитета и представительного правления. Коро­левская власть становилась конституционно ограниченной.

К 1793г. 1.принята Конвентом 2.ДПЧиГ 1793г 3.республика.

4.ПРВ уничтож. Верх. власть -суверенному народу, плебисцитарный принцип принятия законов, всеобщее (муж.) избирательное право. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имею­щим постоянное место жит-ва не менее 6 мес.

92. Конституция 1793 г

 История государства и права зарубежных стран.

ШпаргалкиКнязева Светлана Александровна Новая Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г. были декларацией и конституцией якобинцев, наиболее радикального крыла революционной Франции. Они были приняты Конвентом 24 июля 1793 г.

и одобрены подавляющим большинством народа на плебисците.

В них отразились популярные среди жирондистов взгляды Ж.-Ж. Руссо на цель общества как стремление к общему счастью и на задачи государства как обеспечение человека «его естественными и неотъемлемыми правами» – на равенство, свободу, безопасность, собственность.

В якобинской Декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государственных властей.

Она провозглашала, что

«закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих»

, а всякое лицо, против которого совершался незаконный акт, имело право оказывать сопротивление силой.

Сопротивление угнетению рассматривалось как следствие, вытекающее из прочих прав человека, и Декларация 1793 г. делала вывод, что в случаях нарушения правительством права народа

«восстание для народа и для каждой его части есть его священное право и неотложнейшая обязанность»

. В отличие от Декларации 1789 г., где говорилось о национальном суверенитете, якобинцы в своих конституционных документах проводили идею народного суверенитета.Конституция якобинцев гарантировала гражданам всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченную свободу печати, право петиций, право собраний, право объединения в народные общества, свободу совести и другие права человека.

Однако, в отличие от первой Конституции 1791 г., Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж.-Ж.

Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое.

Она предусматривала простое и достаточно демократичное устройство государства. В противовес появившимся в годы революции планам регионализации Франции Конституция подчеркивала, что «Французская республика едина и неделима». Избирательное право для граждан признавалось всеобщим и равным: было отменено деление граждан на активных и пассивных избирателей, Конституция узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года).

Поделитесь на страничке Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г 23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г.

Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович 34.

Конституция Италии Итальянская Конституция была принята в 1947 г. после проведения референдума о форме правления. С 1 января 1948 г. Демократическая Конституция Италии вступила в законную силу.

Конституция 1791 года

Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 г. (в настоящее время государственный строй Франции основывается на 16-й по общему счету конституции). В ней был закреплен новый строй конституционной монархии.Первый проект будущей конституции был представлен Учредительному собранию в июле 1789 г.

депутатом Мунье. При его разработке возник вопрос о первоопределении политического строя. Ранее аббат Сийес внес предложение отставить короля от власти, а затем снова его утвердить как бы от имени Собрания в качестве нового монарха. Развивая мысль о неизбежности согласования воли нации с существующей традицией, Мунье высказался за модернизацию монархии и о невозможности строить государство «на пустом месте» (что выглядело как своеобразная отповедь идеалу Руссо): «Не забудем, что французы не новый народ, недавно вышедший из чащи лесов, чтобы основать сообщество».

По разным причинам проект Мунье был отвергнут, и Собрание сформировало новую комиссию из 8 депутатов (Мунье, Сийес, Талейран, Ле Шапелье. Type и др.). Постепенно по предложениям комиссии Собрание решало главные вопросы будущего конституционного устройства: о принятии королевской санкции на законы, об однопалатной структуре национальной ассамблеи. После смены состава комиссии руководство работами перешло к Сийесу и Type.

В ходе нового этапа конституционных работ были разрешены вопросы об ответственности и назначении министров, об Организации выборов (в декабре 1789 г.

Собрание приняло новые законы об учреждении цензового избирательного мужского права). В 1790 г. одним из наиболее острых стал вопрос о гражданском статусе духовенства, и принятие законодательных решений по нему стимулировало начало возрастающей оппозиции короля к конституции. В условиях лево-радикальной политической волны конституционалисты в Собрании стимулировали принятие конституции, которая, по общей мысли, должна была «остановить революцию».

3-18 сентября 1791 г. конституция была принята Собранием, утверждена королем и обнародована.Первый из семи разделов Конституции был своеобразной преамбулой, в которой воспроизводились и развивались основные положения «Декларации прав человека и гражданина». Здесь заключались и новые положения о гражданских правах, которых не было в Декларации: гарантировалась свобода передвижения, свобода собраний и петиций, государство брало на себя заботу о начальном бесплатном образовании всех. Более определенно провозглашалась свобода печати: с запретом предварительной цензуры.

Принципиально важными стали правоположения о новых отношениях государства и церкви: с одной стороны, прямо провозглашалась уже свобода отправления культов, с другой — изъятие имущества у церкви и права граждан выбирать или назначать служителей культа (что прямо говорило о падении значения католической церкви).

Знаменательным было положение преамбулы о вышестоящем характере гражданских прав: «Законодательная власть не может издавать законов,

Конституции 1791 и 1793 годов

. Первая республика во Франции. Конституция 1791 года. Сразу после принятия Декларации прав человека и гражданина Учредительное собрание создало особую комиссию, которая отбирала и систематизировала конституционные акты.

Позже они легли в основу Конституции. 3 сентября 1791 года законопроект был принят собранием и подписан королем, который принес присягу на верность конституции.

По конституции устанав­ливался государственный строй, основанный на принципах разделе­ния властей, утверждения национального суверенитета, пред­ставительного правления и ограничения власти монарха. Национальное собрание, избранное на два года, становилось выс­шим законодательным органом государства, которое не могло быть распущено королем.

Депутаты обладали правом неприкосновеннос­ти. В случае совершения депутатом уголовного преступления для привлечения его к ответственности необходимо было получить согласие Национального собрания.

К компетенции Наци­онального собрания, прежде всего, относилось принятие законов.

Король утверждал принятый Собранием закон, но имел право отла­гательного вето. Национальное собрание решало следующие вопро­сы: издавало постановления о численности и составе вооруженных сил, объявляло войны, ежегодно составляло и утверждало бюд­жет, устанавливало налоги, осуществляло контроль за расходованием государствен­ных средств, учреждало и упраздняло государственные должнос­ти, возбуждало уголовное преследование в отношении лиц, подо­зреваемых в заговоре против безопасности государства, ратифицировало договора с иностранными государствами. Король осуществлял исполнительную власть.

Он назначал мини­стров, возглавлял вооруженные силы, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Была введена контрасигнатура, т.е. распоряжения короля приобретали законную силу после подписания их соответствующим министром, который и отвечал за принятое решение.

На местах управление осуществляли выборные органы, которыми руководили соответствующие министры. Судьи выбирались на определенный срок и являлись носителя­ми судебной власти. Был учрежден суд присяжных для рассмотре­ния уголовных дел.

Также были созданы Верховный и кассацион­ный суды. Для смещения судьи предусматривался судебный порядок в случае совершения им преступления по должности.

В выборах депутатов Национального собрания могли принимать участие лишь активные граждане, которых насчитывалось в силу различных цензовых ограничений примерно 4,3 млн человек.

В кон­ституции нашли свое отражение принципы национального сувере­нитета и представительного правления.

«Суверенитет принадлежит нации: он неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Ни одна часть наро­да, никакое лицо не может присвоить себе его осуществление», так было провозглашено в конституции. Король не стоял над народом, а подчинялся конституционному закону и утверждался по воле нации.

Было введено новое правовое понятие нации как единой общности формально равноправных граждан.