Меню
Главная - Конституционное право - Правовое регулирование оборота сведений составляющих служебную тайну

Правовое регулирование оборота сведений составляющих служебную тайну

Правовое регулирование оборота сведений составляющих служебную тайну

Оглавление:

Особенности правового регулирования информации составляющей профессиональную и служебную тайну.


Стр 14 из 15 Служебная тайна — защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа. Признаки отнесения сведений к служебной тайне: -сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, запрет на распространение которых установлен законом или диктуется служебной необходимостью; -сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей. Критерии охраноспособности информации, составляющей служебную тайну: -информация, составляющая собственную служебную информацию о деятельности самого органа власти; -охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни, — «чужая тайна»; -сведения, не являющиеся государственной тайной и не подпадающие под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен; -получена информация в силу исполнения служебных обязанностей.

Объекты служебной тайны: -военная тайна;-тайна следствия;-судебная тайна;-налоговая тайна; -охраноспособная конфиденциальная информация, со- ставляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни. Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера, согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами. Законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим служебной тайны, не было никогда, нет и сейчас, но подготовлен проект ФЗ «О служебной тайне», внесённый в Госдуму.

На документах, содержащих сведения о служебной тайне ставится пометка «Для служебного пользования», и при этом выделяют ряд основных принципов обращения с таким документом (передаются работникам подразделений под расписку; пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями; хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах). Профессиональная тайна определяется тремя признаками: -профессиональная принадлежность; -конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации; -у лица, к которому поступает такая информация, возникает обязанность обеспечить ее сохранность.

Профессиональная тайна— защищаемая законом информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой.

Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной коммерческой тайной.

Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну

(Яковец Е. Н., Смирнова И. Н.) («Информационное право», 2009, N 4) Текст документа НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ Е.

Н. ЯКОВЕЦ, И. Н. СМИРНОВА Яковец Е. Н., преподаватель МУ МВД России, доктор юридических наук, доцент. Смирнова И. Н., сотрудник Центра правовых исследований.

В статье сформировано понятие служебной тайны.

Исследованы нормативные правовые акты, определяющие статус субъектов служебной тайны; ее правовая защита в режиме служебной тайны в органах государственной власти и местного самоуправления. В Советском Союзе имелась достаточно эффективная система охраны информации ограниченного доступа.

В тот период выделялось три основных ее вида: государственная тайна (информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно»), а также информация для служебного пользования. Если за разглашение «информации для служебного пользования» предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших служебную тайну, согласно положениям ст. 76.1 УК РСФСР (она появилась в Уголовном кодексе 30 января 1984 г.) предусматривалась уголовная ответственность.

Из содержания диспозиции указанной правовой нормы усматривалось, что служебная тайна — это экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны. Ввиду важности обеспечения защиты подобной информации передача или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составлявших служебную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе или стали известны другим путем, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет.

Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, влекли за собой лишение свободы на срок до восьми лет. Характерно, что содержание понятий «служебная тайна» и «информация для служебного пользования» в тот период практически не комментировалось. Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений, организаций, предприятий или представителями органов власти.

Таким образом, механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом конкретном случае принимало то или иное должностное лицо.

Данное обстоятельство входило в прямое противоречие с нормами международного права, так как нередко служило поводом для необоснованного привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а в отдельных случаях не позволяло гражданам своевременно получать от должностных лиц необходимую информацию.

О современном состоянии законодательства о служебной тайне Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОНОГО ПРАВА Г.

Г. Камалова* О современном состоянии законодательства о служебной тайне Аннотация. В статье рассматривается современное состояние нормативно-правового регулирования правового режима служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны). Автор указывает на наличие нескольких десятков законодательных актов, затрагивающих служебную тайну, и одновременное отсутствие специализированного федерального закона.

Анализируются подзаконные акты, дающие понятия «служебной тайны», «служебной информации ограниченного распространения». На основе анализа ведомственных нормативно-правовых актов выделены аспекты деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при ведомственном регулировании которых осуществляется регламентация служебной тайны. Определены основные установленные ведомственными актами правила обращения со служебной информацией ограниченного доступа.

Выражается мнение, что отсутствие легального понятия «служебная тайна» является «пробелом в законе», а отсутствие специализированного законодательного акта — «пробелом в праве».

Делается вывод о необходимости совершенствования законодательства о служебной тайне путем принятия специализированного закона на базе модели информационного обеспечения деятельности государственных органов в целях реализации возложенных на них полномочий, с учетом баланса интересов различных субъектов, функционирующих в данной области, а также разнообразия видов и происхождения используемой в служебной деятельности государственных органов информации.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, муниципальная служба, информация ограниченного доступа, тайна, государственно-значимая информация, служебная информация, служебная тайна, законодательство, ведомственное регулирование, пробелы в праве.

Совершенствование законодательства в последние десятилетия отражает важнейшие направления происходящих в стране преобразований. Особенно динамично развивается информационное законодательство.

Однако остаются нерешенными вопросы регулирования сбора, создания, использования и предоставления служебной информации ограниченного доступа.

В ходе легализации регулирования оборота государственно-значимой информации наибольший упор был сделан на правовой режим государственной тайны. Служебная тайна и ее правовой режим остались «в тени».

Вместе с тем продолжают приниматься нормативно-правовые акты, в которых в том или ином аспекте фигурирует служебная тайна и регламен- тируется ее оборот. Так, например, Закон РФ «О космической деятельности»1 определяет, что распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением требований охраны государственной, служебной и коммерческой тайны. Федеральный закон

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

2 среди основных обязанностей государственного гражданского служащего называет обязанность не 1 Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред.

от 21.11.2011) «О космической деятельности» // Российская газета.

Служебная тайна (стр.

1 из 5)

Содержание: 1.

Введение ……………………………………………………2 2.

Основные источники права о служебной тайне………….3 3. Объекты и субъекты права на служебную тайну……….4 4.

Понятие служебной тайны и ее защиты………………….5 5. Требование к информации как к служебной тайне….…12 6.

Правовое регулирование права на служебную тайну, правовая охрана права на служебную тайну и его защита……….13 7. Заключение……………………………………………….16 8. Список литературы…………………………………….….17 9.

Приложение……………………………………………….18 Введение.

Рассматриваемая в нашем реферате тайна существовала всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этой тайны, отсутствие общего и чёткого определения, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну.

Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей служебную тайну, укрытии информации.

Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемой тайны, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы обращаем внимание, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой служебной тайны, предлагают методы решения этих проблем. Цели и задачи реферата состоят в том, чтобы понять что такое служебная тайна, определить роль в правовых отношениях.

Объект исследования — служебная тайна: определение, способы защиты, проблемы и методы их разрешения. Предметом нашего исследования является служебная тайна.

Метод, который мы использовали для изучения объекта в основном описательный.

Также мы использовали метод исследования литературы по данной теме. Основные источники права о служебной тайне. 1) нормы законодательных актов: Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ст.

193, 308), Уголовного кодекса Российской Федерации (ст.

155, 310, 311), Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (ст. 139, 302, 345, 452), КЗоТ Российской Федерации (ст.

15), Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 344), Налогового кодекса РФ (ст. 21, 22, 23, 24, 31, 32, 83, 84, 102, 118, 119, 120, 126, 127); Федеральных конституционных законов: «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.

55, 70), «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 11, 27), Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России) (ст.

Служебная и коммерческая тайна — нюансы

15 апреля 2016 / / / Служебная тайна, упоминаемая в ряде нормативных актов, является самостоятельным видом информации, защищенной законом.

92); Законов Российской Федерации: «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 5), «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 7), «О статусе военнослужащих» (ст. 7, 24), «О таможенном тарифе» (ст. 14), «О федеральных органах налоговой полиции» (ст.
В статье приведены понятия основных видов тайны, их сравнительная характеристика, рассматриваются типы нарушений режима конфиденциальности и ответственность за такие нарушения, описываются принимаемые судом доказательства разглашения тайны.

Фото: Согласно п.

3 указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 служебная тайна – это такие данные, доступ к которым ограничен по прямому указанию федерального закона государственными органами. ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ определено, что коммерческой тайной называют режим конфиденциальности информации.

Его разрешено применять только к определенным категориям сведений. Кроме того, законодательство содержит перечень данных, которые ни в коем случае не могут быть помещены под режим конфиденциальности (ст. 5 закона № 98-ФЗ). Разница между этими 2 понятиями заключается в следующем:

  1. Понятие «служебная тайна» часто применяется к деятельности государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и рядовых сотрудников. Под ней подразумеваются данные, тайный характер которых обусловлен интересами службы.
  2. Информация, относящаяся к коммерческой тайне, несет в себе коммерческую ценность, т. е. с ее помощью обладатель может получить коммерческую выгоду.

В праве и юридической доктрине нет однозначного мнения по поводу соотношения данных понятий и субъектного состава обладателей доступа к информации (например, является ли служебной тайной коммерчески ценная информация, доверенная работнику в связи с исполнением им должностных обязанностей, или к такой тайне применимо только определение «коммерческая»).

Информацию, относящуюся к коммерческой тайне, можно сгруппировать по функционально-целевым признакам:

  • Деловая информация (переговоры, контракты, партнеры, переписка).
  • Информация, связанная с научно-техническими разработками, их концепциями, планами введения в производство.
  • Информация о производимом товаре (его структура, характеристика, параметры и т. д.).
  • Финансовая информация (источники финансирования, инвестиции).
  • Производственная информация (технологии, ноу-хау, используемые станки).
  • Информация о персонале и его труде (личные дела работников, планы по организационно-штатным мероприятиям, структура подчиненности, не указанная в уставе, система организации труда).
  • Используемые программы, логины и пароли для доступа к ним.
  • Маркетинговая информация (проведенные исследования, стратегия завоевания рынка, реклама).

Служебная тайна включает в себя информацию, которую условно можно разделить на 2 группы:

  • Сведения, связанные с деятельностью должностных лиц.

Служебная тайна: виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне

.

В нашей статье мы хотели бы поговорить о служебной тайне.

Все тайны можно разделить на такие виды:

  • Служебная.
  • Государственная.
  • Коммерческая.
  • Личная.

Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности.

Очень часто мы слышим об этом понятии, а вот что именно оно означает, не совсем ясно. Давайте разберемся более детально в этой теме.

Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.

Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне. Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей).

Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами. А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?

Существует указ президента России от 06.03.97 года № 188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

. Так вот, в этом документе сказано, что разница между этими понятиями состоит в том, что коммерческая тайна – это та информация, которая связана непосредственно с коммерческой деятельностью, а вот служебная тайна — это те сведения, доступ к которым ограничивается государственными органами власти.

Чтобы понять сущность последнего понятия, необходимо обратиться к постановлению № 1233, утвержденному 03.11.94 г.

В нем разъяснен порядок обращения со служебными данными.

Этот документ направлен на урегулирование всех вопросов, которые возникают по поводу информации. В нем дается разъяснение относительно грифа конфиденциальности данных «Для служебных нужд». Положение говорит о том, что данные ограниченного пользования относят к несекретной информации, однако данные относительно деятельности предприятия вполне могут не разглашаться при служебной необходимости.

Такой документ дает предписание главам федеральных служб исполнительной власти в пределах своих возможностей определить должностные лица, которые, в свою очередь относят служебные данные к категории ограниченного распространения, заниматься их защитой. А значит, можно говорить о том, что обладателями служебной тайны могут быть все служащие, которые являются работниками государственных органов исполнительной, законодательной, судебной власти, а также все подчиненные им структуры.

О нормативном правовом регулировании служебной тайны (Камалова Г.Г.)

Российское законодательство, регулирующее создание и использование служебной информации ограниченного доступа, не содержит легального определения служебной тайны.

В информационном праве традиционно используется доктринально разработанное понятие. Под служебной тайной понимают защищаемые по закону сведения, ставшие известными госорганам и органам местного самоуправления в силу исполнения их представителями служебных обязанностей и защищаемые в связи со служебной необходимостью, а также служебную информацию, ограничение доступа к которой установлено федеральным законом .

Данная позиция поддерживается многими специалистами, акцентирующими внимание на отдельных особенностях служебной тайны.

Так, И.Ю. Павлов считает, что

«служебная тайна — это не относящаяся к государственной тайне, созданная или полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц»

.——————————— Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / Под ред.

Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 555. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. N 1. С. 36.В.Н. Лопатин, анализируя законодательство и рассматривая основные признаки сведений, составляющих служебную тайну, выделяет среди них следующие :——————————— Лопатин В.Н.

Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

М., 1998. С. 113 — 121; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Указ. соч. С. 552 — 555.- отнесенные федеральным законом к служебной информации о деятельности госорганов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости;- являются охраноспособной информацией ограниченного доступа другого лица;- не являются государственной тайной и не подпадают под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;- получены представителями госоргана и органа местного самоуправления в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных законом.О.С.

Соколова, анализируя признаки сведений, отнесенных к служебной тайне, дополняет их, справедливо указывая , что их ценность определяется возможностью использования для принятия эффективных управленческих решений.——————————— Соколова О.С.

Административно-правовые режимы конфиденциальной информации: дисс.

. к.ю.н. СПб., 2005. С. 142.В зависимости от задач, решаемых при ограничении доступа к служебным сведениям, можно выделить следующие категории сведений, составляющих служебную тайну:- доступ к которым ограничивается для реализации основных функций органов государственного управления, если открытое использование сведений исключает обеспечение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов;- полученные от различных лиц (за исключением составляющих государственную тайну)

Современное состояние правового регулирования служебной тайны

14.07.2018 , , , Автор: Позднов М.С. Более 10 лет назад из ГК РФ исключена ст.

139 «Служебная и коммерческая тайна», относившая информацию, составляющую служебную тайну, к объектам гражданских прав. Большинством ученых и юристов обоснованно критиковался законодательный подход, при котором смешивались понятия служебной и коммерческой тайн, а служебная тайна необоснованно включалась в гражданский оборот.

Базовый законодательный акт в сфере защиты информации предусматривает, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. Вместе с тем федерального закона, регулирующего вопросы служебной тайны, в отличие от многих других видов тайн (налоговой, коммерческой, врачебной и т.д.), до настоящего времени не принято. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188, под служебной тайной понимает служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п.

3). Тем не менее ни один закон не регламентирует порядок и условия ограничения доступа к служебной информации. Пунктом 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (далее – Положение о порядке обращения со служебной информацией), руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право в пределах своей компетенции определять: – категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; – порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; – порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения; – организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Соответствующие нормативные правовые акты (Порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, Порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения) утверждены многими федеральными органами исполнительной власти (например, Приказ Минфина России от 26.03.2018 N 53н, Приказ Росгвардии от 30.05.2017 N 155, Приказ Минюста России от 07.10.2010 N 250). Таким образом, институт служебной тайны в настоящее время регулируется подзаконными и, главным образом, ведомственными нормативными актами.

Как закреплено в п. 34 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646, деятельность государственных органов по обеспечению информационной безопасности должна основываться на таких принципах, как:

Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну

(Яковец Е. Н., Смирнова И. Н.) («Информационное право», 2009, N 4) НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ Е. Н. ЯКОВЕЦ, И. Н. СМИРНОВА Яковец Е.

Н., преподаватель МУ МВД России, доктор юридических наук, доцент. Смирнова И. Н., сотрудник Центра правовых исследований.

В статье сформировано понятие служебной тайны. Исследованы нормативные правовые акты, определяющие статус субъектов служебной тайны; ее правовая защита в режиме служебной тайны в органах государственной власти и местного самоуправления.

В Советском Союзе имелась достаточно эффективная система охраны информации ограниченного доступа. В тот период выделялось три основных ее вида: государственная тайна (информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно»), а также информация для служебного пользования.

Если за разглашение «информации для служебного пользования» предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших служебную тайну, согласно положениям ст. 76.1 УК РСФСР (она появилась в Уголовном кодексе 30 января 1984 г.) предусматривалась уголовная ответственность. Из содержания диспозиции указанной правовой нормы усматривалось, что служебная тайна — это экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны.

Ввиду важности обеспечения защиты подобной информации передача или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составлявших служебную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе или стали известны другим путем, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет. Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, влекли за собой лишение свободы на срок до восьми лет.

Характерно, что содержание понятий «служебная тайна» и «информация для служебного пользования» в тот период практически не комментировалось.

Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений, организаций, предприятий или представителями органов власти.

Таким образом, механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом конкретном случае принимало то или иное должностное лицо.

Данное обстоятельство входило в прямое противоречие с нормами международного права, так как нередко служило поводом для необоснованного привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а в отдельных случаях не позволяло гражданам своевременно получать от должностных лиц необходимую информацию. С принятием в 1993 г.

К вопросу о правовом регулировании информации, составляющей служебную тайну Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

2009’2 ПРАКТИКА. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ Можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Провести четкую границу между служебной тайной и отдельными видами других тайн достаточно сложно.

Это связано с тем, что в ряде случаев служебная тайна включает в себя другие тайны, например, банковскую, коммерческую, аудиторскую и др. Однако такое разделение необходимо, чтобы окончательно юридически определиться с институтом служебной тайны и исключить путаницу в толковании норм правовых актов. Служебная тайна тесно переплетается с коммерческой тайной.

Согласно Указу Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами [1].

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03 ноября 1994 г. № 1233

«Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью [2].

Институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайн, отнесенных к «профессиональной тайне». Так, налоговая тайна, тайна предварительного следствия, тайна совещательной комнаты, сведения А.Н. ПРОКОПЕНКО, кандидат технических наук (БелЮИ МВД России); А.А.

ДРОГА (БелЮИ МВД России) о мерах безопасности судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов принадлежат на законных основаниях (в каждом конкретном случае) лицам, находящимся на той или иной службе в органах государственной власти, подведомственных им учреждениях и организациях (налоговая инспекция, милиция, суд, прокуратура и т.д.). То же самое можно сказать и о носителях банковской, врачебной, адвокатской, нотариальной, журналистской, редакционной тайн, тайны страхования и секретов мастерства, если в каждом конкретном случае эти субъекты (должностные лица) находятся на той или иной государственной службе, в государственных органах, учреждениях и организациях.

Все они будут владельцами служебной тайны, несмотря на то, что в частном случае та или иная информация, носителями которой они являются, будет врачебной тайной, или банковской, или любой другой, входящей в состав профессиональной тайны. Таким образом, одна и та же информация, будучи конфиденциальной, может быть отнесена к различным видам тайн.

Все зависит от конкретных субъектов — носителей этой тайны.

Правовое регулирование защиты коммерческой и служебной тайны

66 Согласно части 1 статьи 139 ГК РФ, информация составляет слу­жебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на закон­ном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Таким образом, законодатель связывает существование коммерче­ской (служебной) тайны с обязательным одновременным наличием сле­дующих ее составляющих; ♦ действительной или потенциальной коммерческой ценностью ин­формации в силу ее неизвестности третьим лицам; ♦ отсутствием свободного доступа к ней на законном основании; ♦ мерами по охране конфиденциальности информации, принимаемы­ми ее обладателями.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленные элементов лишает ин­формацию статуса коммерческой (служебной) тайны. Правовое регулирование коммерческой тайньГ в настоящее время осу­ществляется Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004г.№98-ФЗ.

В статье 3 этого нормативно-правового акта даются нормативные определения понятий «коммерческая тайна» и «информация, состав­ляющая коммерческую тайну».

Коммерческая тайнаопределяется за­конодателем как конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможные обстоятельствах уве­личить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положе­ние на рынке товаров, работ, услуг или получись иную коммерческую выгоду. Представленное в той же статье Федерального закона «О ком­мерческой тайне» понятие информации, составляющей коммерче­скую тайну,представляет собой дальнейшее развитие нормы части 1 статьи 139 ГК РФ, и звучит как научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая цЛи иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем инфор­мации введен режим коммерческой тайны.

Устанавливая одни и те же условия для признания информации коммерческой и служебной тайной в части 1 статьи 139 ГК РФ, законо­дательство исходит из того, что фактическое содержание коммерче­ской и служебной тайны в ряде случаев совпадает. Критерием от- 1 Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государст­венную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением ме­роприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайне, урегулирован постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г.

№ 333. несе­ния информации к различным категориям тайн (коммерческой или служебной) является различие субъектов, в собственность (распоря­жение) которых поступили сведения. Изменение субъектов создает си­туацию, при которой сведения меняют свой правовой статус, не меняя фактического содержания.

Например,

Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну

(Яковец Е. Н., Смирнова И. Н.) («Информационное право», 2009, N 4) Текст документа НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ Е. Н. ЯКОВЕЦ, И. Н. СМИРНОВА Яковец Е.

Н., преподаватель МУ МВД России, доктор юридических наук, доцент. Смирнова И. Н., сотрудник Центра правовых исследований. В статье сформировано понятие служебной тайны.

Исследованы нормативные правовые акты, определяющие статус субъектов служебной тайны; ее правовая защита в режиме служебной тайны в органах государственной власти и местного самоуправления.

В Советском Союзе имелась достаточно эффективная система охраны информации ограниченного доступа. В тот период выделялось три основных ее вида: государственная тайна (информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно»), а также информация для служебного пользования. Если за разглашение «информации для служебного пользования» предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших служебную тайну, согласно положениям ст.

76.1 УК РСФСР (она появилась в Уголовном кодексе 30 января 1984 г.) предусматривалась уголовная ответственность. Из содержания диспозиции указанной правовой нормы усматривалось, что служебная тайна — это экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны.

Ввиду важности обеспечения защиты подобной информации передача или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составлявших служебную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе или стали известны другим путем, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет. Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, влекли за собой лишение свободы на срок до восьми лет. Характерно, что содержание понятий «служебная тайна» и «информация для служебного пользования» в тот период практически не комментировалось.

Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений, организаций, предприятий или представителями органов власти. Таким образом, механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом конкретном случае принимало то или иное должностное лицо. Данное обстоятельство входило в прямое противоречие с нормами международного права, так как нередко служило поводом для необоснованного привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности, а в отдельных случаях не позволяло гражданам своевременно получать от должностных лиц необходимую информацию.

Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну

(Яковец Е. Н., Смирнова И. Н.) («Информационное право», 2009, N 4) Текст документа НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СЛУЖЕБНУЮ ТАЙНУ Е. Н. ЯКОВЕЦ, И. Н. СМИРНОВА Яковец Е.

Н., преподаватель МУ МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Смирнова И. Н., сотрудник Центра правовых исследований.

В статье сформировано понятие служебной тайны. Исследованы нормативные правовые акты, определяющие статус субъектов служебной тайны; ее правовая защита в режиме служебной тайны в органах государственной власти и местного самоуправления. В Советском Союзе имелась достаточно эффективная система охраны информации ограниченного доступа.

В тот период выделялось три основных ее вида: государственная тайна (информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно»), служебная тайна (информация с грифом «секретно»), а также информация для служебного пользования.

Если за разглашение «информации для служебного пользования» предусматривалась дисциплинарная ответственность, то за передачу иностранным организациям сведений, составлявших служебную тайну, согласно положениям ст.

76.1 УК РСФСР (она появилась в Уголовном кодексе 30 января 1984 г.) предусматривалась уголовная ответственность. Из содержания диспозиции указанной правовой нормы усматривалось, что служебная тайна — это экономические, научно-технические или иные сведения, представлявшие повышенный интерес для их держателей, но не подпадавшие под категорию государственной тайны.

Ввиду важности обеспечения защиты подобной информации передача или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составлявших служебную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе или стали известны другим путем, наказывались лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет. Те же действия, причинившие крупный имущественный ущерб государственным или общественным организациям либо повлекшие иные тяжкие последствия, влекли за собой лишение свободы на срок до восьми лет. Характерно, что содержание понятий «служебная тайна» и «информация для служебного пользования» в тот период практически не комментировалось.

Толкование их сущности в каждом конкретном случае оставалось за руководителями учреждений, организаций, предприятий или представителями органов власти.

Таким образом, механизм защиты этих сведений основывался на разрешительном принципе права, поскольку большая их часть подпадала под определенные ограничительные режимы, а решение о допуске (или запрете допуска) к соответствующей информации в каждом конкретном случае принимало то или иное должностное лицо.