Меню
Главная - Автострахование - Правопреемство в международном праве

Правопреемство в международном праве

Правопреемство в международном праве

Правопреемство государств в международном праве: понятие, виды, международно-правовое регулирование

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком.

Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами. Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги. Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом.

Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам.

Однако это

Понятие правопреемства.

Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом СССР.

Понятие правопреемстваМеждународное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории.

Пределы правопреемства определяются суверенной волей этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.Правопреемство считается древнейшим институтом международного права.Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств:

  • теория «неправопреемственности»;
  • теория tabularasa («чистой доски»);
  • теория частичного правопреемства;
  • теория правопреемственности;
  • теория универсального правопреемства;
  • теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику прав.Основное содержание частичного правопреемства сводится к следующему.

Государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.Согласно теории «неправопреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику.

Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.В соответствии с теорией tabularasa («чистой доски») новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права.

Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника.

Например, 25 декабря 1991 г. страна — председатель ЕС (тогда Нидерланды) опубликовала заявление, в котором констатировалось, что с этого дня Россия считается имеющей международные права и несущей международные обязательства бывшего СССР, включая вытекающие из Устава ООН.Основания возникновения вопроса о правопреемствеВопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

  • при распаде государства на два и более государств;
  • при слиянии государств при вхождении территории одного государства в состав
  • Электронная библиотека

    / / 3.2 Признание и правопреемство в международном публичном праве Основной признак государства как субъекта международного права и его основное качество – государственный суверенитет. Государство становится субъектом международного права с момента его появления на международной арене. Международная правосубъектность государства не зависит от его признания другими государствами, однако признание является фактом большого юридического и политического значения.

    Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность. В международном праве выделяются традиционный (признание государства) и предварительный (признание НБН, восставшей и воюющей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) виды признания.

    Различают две формы признания государств: официальное, юридическое де-юре и де-факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений. Признание де-факто – особая форма юридического признания. Это 1) неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских отношений.

    До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся; 2) неофициальное, фактическое. Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются Международно-правовое преемство, или правопреемство государств, – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому.

    Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.). Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

    В случае правопреемства при возникновении нового государства в результате социальной революции к государству-преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность и государственные архивы. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства.
    По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника. Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника.

    Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях. В случае возникновения нового государства в результате деколонизации в соответствии с Венской конвенцией 1978 г.

    Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств

    Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории. Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права.

    Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

    Правопреемство возникает:

    1. · при распаде федерации;
    2. · при социальных революциях;
    3. · при распаде колониальной системы.
    4. · при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);

    Объектами правопреемства могут быть:

    1. § государственная собственность;
    2. § членство в международных организациях.
    3. § территория;
    4. § государственные долги;
    5. § государственные архивы;
    6. § договоры;

    Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому. Объектами действия норм правопреемства могут быть: государственная территория, государственная собственность в стране и за рубежом, международные соглашения, участником которых был субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях.

    Существуют следующие формы правопреемства:

    1. — Отсутствие правопреемства (tabula rasa — чистая доска) — когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона — Индийский Союз и Пакистан — Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований в Пакистан).
    2. — Неполное (частичное) — когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия);
    3. — Полное — универсальное — когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);

    Учитывая, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 / далее: Венская конвенция 1978 / (Украина присоединилась к данной конвенции.

    17 сентября 1992)

    Правопреемство в международном праве (стр. 1 из 3)

    Киевский институт внутренних дел КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Предмет:Международное право Тема: Правопреемство в международном праве Преподаватель: Яцина Иван Петрович Студента 32 группы, III курса факультета хозрасчетной заочной формы обучения Малик Андрея Игоревича № зачетной книжки 3Х-95/311 №________________ дом.

    адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38 тел. (044) 271-22-84 Киев 1998 План.

    1. Понятие правопреемства. Конвенции о правопреемстве.

    2. Правопреемство в отношении договоров.

    3.Правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов.

    4. Правопреемство в отношении государственных долгов. 5. Заключение. В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на два или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому.

    Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединение Германии; отделение в 1991 г.

    Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств; образование в 1992 г. на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехо-Словакии самостоятельных Чехии и Словакии.

    Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря, о правопреемстве. Правопреемство — это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. В международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть.

    Правопреемство связано с изменениями только одного элемента — территории. Изменение численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

    Правопреемство — давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем шла речь в 60 — 70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в 1917 г.

    возникла РСФСР, а в 1922 г. — СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г.

    диктаторского режима. В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью

    Правопреемство в международном праве

    Стр 7 из 22Под правопреемством понимается переход международных прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику.

    Момент правопреемства означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за определенную территорию. Основаниями для правопреемства признают: — возникновение нового государства в результате социальной революции; — возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы; — объединение государств; — разделение государства; — отделение части или частей территории государства.

    Объектами правопреемства являются: 1) государственная территория; 2) государственная собственность; 3) права и обязанности, вытекающие из международных договоров; 4) государственные долги; 5) государственные архивы; 6) членство в международных организациях. Институт правопреемства в отличие от международно-правового института признания кодифицирован.

    Вопросы правопреемства государств урегулированы в двух международных конвенциях: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года. Венской конвенции о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов1983 года.

    В Венских конвенциях о правопреемстве нашли отражение важные положения, сложившиеся в международной практике. В частности они исходят из принципа, в силу которого вопросы правопреемства прежде всего решаются путем соглашения между заинтересованными сторонами, а положения конвенций применяются в случае его отсутствия.

    Кроме того, нормы конвенций применяются только к правопреемству, осуществляемому на основе действующего международного права, т.е. не может быть правопреемства в случае агрессии, аннексии или оккупации. Не регулируют данные конвенции и вопросы правопреемства в случае возникновения нового государства в результате социальной революции.

    Однако, несмотря на то, что институт правопреемства кодифицирован, нормы названных конвенций применяются лишь в качестве международных обычаев, отражающих общепризнанную практику, т.к. данные соглашения пока не вступили в силу.

    Они не ратифицированы необходимым для вступления в силу количеством государств.

    Российская Федерация в них также не участвует. Распад СССР повлек за собой принятие ряда соглашений по вопросам правопреемства между странами СНГ. К их числу можно отнести Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР 1992 г., Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР 1992 г., Решение глав СНГ по вопросам правопреемства 1992 г.

    и другие. Принимая эти соглашения, государства-преемники СССР руководствовались нормой Венской конвенции 1978 г., установившей, что вопросы правопреемства могут решаться по договоренности между заинтересованными сторонами. Правопреемство государств в отношении международных договоров Венская конвенция

    6.3.

    Правопреемство в международном праве

    Понятие правопреемства и его международно-правовая регламентация. Правопреемство в международном праве — переход прав и обязанностей от одного его субъекта к другому.

    Наиболее часто встречается правопреемство государств, крайне редко — межправительственных организаций. Вопрос о правопреемстве государств может возникнуть в случаях слияния двух или более государств (включая вхождение одного или нескольких небольших государств в состав более крупного), разделения государства на два и более или выход малого государства или государств из состава большого.

    Он может быть поставлен и при коренной ломке общественно-экономических и политических структур и образования на месте государства — предшественника государства с резко отличающимся от прежнего социальным содержанием. Вместе с тем вопрос о правопреемстве в принципе не возникает, если в рамках одного и того же государства происходит неконституционная смена правительства: сохраняются государство как субъект международного права и все его международные обязательства, поскольку они связывают не правительство, а именно государство. В такой ситуации новым правительством может быть поставлен лишь вопрос об отказе от некоторых договоров, особенно при изменении формы правления, если есть основания для такого отказа, предусмотренные правом международных договоров, а не об общем пересмотре отношения к своим международным обязательствам, характерном для правопреемства.

    Насколько радикальной является ломка общественно-экономических и политических структур, действительно ли можно говорить об образовании нового по своему социальному содержанию государства на месте предшественника — проблема, решение которой в практике межгосударственных отношений во многом зависит от политических оценок со стороны и новых властей, и других государств. Иногда определенный ответ можно дать только по прошествии некоторого времени.

    В доктрине нет единства мнений по вопросу о том, возникает ли новый субъект международного права при радикальных социальных изменениях в результате революции, или же, поскольку охраняется государственность данного народа, смены субъекта международного права не происходит. Это проблема непрерывности (континуитета) и тождества (идентичности) субъектов международного права при социальных катаклизмах. При кардинальной перестройке общества и сломе старой государственной машины (например, во Франции в 1789 г.) вопрос о правопреемстве ставился далеко не всегда.

    Если бы субъект международного права в этих ситуациях не менялся, оставался непрерывным, не было бы оснований говорить о правопреемстве. Но если допустить, что в таких случаях происходит смена субъектов международного права, то, казалось бы, новый субъект должен быть абсолютно свободным от прав и обязанностей предшественника именно потому, что он новый. Однако такой вопрос никогда не возникал.

    Сторонники теории континуитета высказывают мнение о том, что право государства на отказ от договоров в упомянутых случаях возникает не в связи с правопреемством, а в связи с коренным изменением обстоятельств.

    Институт правопреемства государств в международном праве

    Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественника (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемника (государство, сменившее предшественника).

    Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизации, объединение или разделение государств, передача части территории второму государству. В рамках ООН были приняты две конвенции — Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

    и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, от государственных архивов и от государственных долгов 1983 г., но они набрали незначительное количество ратификаций (Украина их ратифицировала). Советом Европы разработано Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., статьи 18-20 которые посвящены правопреемственности государств. Вопросы международного правопреемства возникает в случае объединения нескольких государств в новое, единое государство, разделения одного государства на несколько новых государств, отделение от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (или государств), при вхождении одного (или нескольких государств) к составу второго государства, вследствие деколонизации и в других случаях.

    Объектами международного правопреемства могут выступать международные договоры, государственная собственность, государственные долги, гражданство, членство в международных организациях и многое другое. Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории.

    Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права.

    Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

    Правопреемство возникает:

    1. при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
    2. при социальных революциях;
    3. при распаде федерации;
    4. при распаде колониальной системы.

    Объектами правопреемства могут быть:

    • территория;
    • государственные долги;
    • государственная собственность;
    • договоры;
    • членство в международных организациях.
    • государственные архивы;

    Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.

    Правопреемство в международном праве, в том числе в отношении международных договоров

    В целях укрепления мира и для осуществления международного сотрудничества главную роль играет последовательность в соблюдении субъектами международного права договоров, членства в международных организациях, обязательств по отношению к территориям.

    В первую очередь это касается государств, которые заключают международные договора или имеют обязательства. Институт правопреемства в международном праве характеризуется сменой одного государств другим в процессе несения ответственности за международные отношения определенной территории. Например, в 1992 году в ходе рассмотрения пограничного спора Гондураса и Сальвадора Международным Судом ООН было определено правопреемство стран в качестве одного из способов перехода территориального суверенитета от одной страны к другой.

    Понятие «правопреемство» включает: предшественника (та страна, которая сменяется другой при правопреемстве) и правопреемника (страна, которая меняет предшественника). В основе возникновения правопреемства лежат передача доли территории другой стране, социальная революция, деколонизация, разделение (объединение) государств.

    Длительный промежуток времени в основе института правопреемства лежали обычные нормы МП, но ближе к концу XX века в Вене были осуществлены международные конференции, касающиеся кодификации норм правопреемства. В 1978 году была разработана Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, а в 1983 году Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, гос. архивов и долгов. Эти документы так и не вступили в силу, а наша страна в них не участвует.

    Наряду с этим, нормы поведения, которые нашли отражение в Конвенциях, стали использоваться как международные обычаи.

    Вопросы правопреемства также находятся под регулированием соглашений соответствующих стран (Договора ГДР и ФРГ, касающиеся строительства германского единства, Соглашение Республики Молдова и РФ, касающееся регулирования правопреемства по отношению к внешнему государственному долгу и активов бывшего Союза ССР и др.). Институт правопреемства в международной правовой системе имеет межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что его нормы включены в право международной правосубъектности, международных организаций, нормы международных договоров и прочие источники международного права и др.

    Объект правопреемства государств включает договоры, территории, собственность, долги и архивы государств, членство страны в международных организациях. Правопреемство государств в отношении международных договоров затрагивалось в Венской конвенции 1978 года. Она регулировала правопреемство только по договорам, которые были заключены письменно и только между странами.

    Если рассматривать устные договоренности и договора между странами и другими международными субъектами, то в их отношении работают обычные нормы МП. Можно выделить несколько правила правопреемства по отношению к договорам.

    Если происходит деколонизация и создается новое независимое государство, то в действие вступает принцип «чистая доска» (tabula rasa), в соответствии с которым страна не связана договорами, которые были заключены бывшими державами в виде метрополий.

    Институт правопреемства государств в международном праве

    Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественника (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемника (государство, сменившее предшественника).

    Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизации, объединение или разделение государств, передача части территории второму государству. В рамках ООН были приняты две конвенции — Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, от государственных архивов и от государственных долгов 1983 г., но они набрали незначительное количество ратификаций (Украина их ратифицировала).

    Советом Европы разработано Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., статьи 18-20 которые посвящены правопреемственности государств. Вопросы международного правопреемства возникает в случае объединения нескольких государств в новое, единое государство, разделения одного государства на несколько новых государств, отделение от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (или государств), при вхождении одного (или нескольких государств) к составу второго государства, вследствие деколонизации и в других случаях. Объектами международного правопреемства могут выступать международные договоры, государственная собственность, государственные долги, гражданство, членство в международных организациях и многое другое.

    Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории. Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права.

    Правопреемство возникает:

    1. при распаде колониальной системы.
    2. при распаде федерации;
    3. при социальных революциях;
    4. при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);

    Объектами правопреемства могут быть:

    • государственная собственность;
    • государственные долги;
    • государственные архивы;
    • договоры;
    • территория;
    • членство в международных организациях.

    Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.

    Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

    Право: Правопреемство в международном праве

    План.1.

    Понятие правопреемства. Конвенции о правопреемстве.

    2. Правопреемство в отношении договоров.

    3.Правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов. 4. Правопреемство в отношении государственных долгов.

    5. Заключение. В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на два или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому.

    Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединение Германии; отделение в 1991 г.

    Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств; образование в 1992 г.

    на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 г.

    на месте Чехо-Словакии самостоятельных Чехии и Словакии.

    Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря, о правопреемстве.Правопреемство — это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.В международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть.

    Правопреемство связано с изменениями только одного элемента — территории. Изменение численности населения или организации власти таких последствий не порождают.Правопреемство — давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем шла речь в 60 — 70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80).

    Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. — СССР; Китай, ставший с 1949 г.

    Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит.