Меню
Главная - Загранпаспорт - Повышение патриотического воспитания

Повышение патриотического воспитания

Повышение патриотического воспитания

Оглавление:

Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе


В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе. Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, «Школа безопасности», «Операция «Защита».

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно-спортивных лагерей, общее количество которых на сегодняшний момент составило около 2000.

В целях совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, массового привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом ежегодно увеличивается количество обучающихся, принимающих участие в школьном этапе президентских состязаний. Так, в 2010/11 учебном году их число составило 7,5 млн.

человек, в 2014/15 учебном году — 10,1 млн. человек. В соревнованиях по программе президентских состязаний приняли участие обучающиесяиз 37,2 тыс. общеобразовательных организаций.

Практически во всех субъектах Российской Федерации, мероприятия по организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихсяобщеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные региональные программы.

В 2016 году доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 процента общего количества молодых граждан в стране.

В настоящее время Правительство Российской Федерации своим постановлением от 30 декабря 2015 г. № 1493 утвердило Положение о Государственной программе

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»

. Данная программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Мероприятия Программы объединены в следующие разделы: научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан; совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;

Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих

проведения исследований по данной теме.

Сегодня их необходимость усиливается рядом следующих обстоятельств как: усиление мировой нестабильности на фоне силовых действий стран Запада в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, вызвавших глубокий цивилизационно-религиозный конфликт.

Российская армия при этом находится в состоянии глубокого кризиса, вызванного поражением в афганской и первой чеченской кампаниях и затянувшегося реформирования, сопровождающегося опасным снижением боеспособности. события в Чечне, Афганистане, где проводится контртеррористическая операция странами антиталибской коалиции и оккупация Ирака, подтвердили, что в современной войне значимость патриотизма военнослужащих не уменьшилась, а напротив, возросла. В связи с этим проблемы повышения эффективности систем их патриотического воспитания становятся приоритетными, а их моделирование социально значимым.

Патриотизм — профессиональное качество военнослужащих. Он входит в структуру их личностных качеств, закрепленных законом, поэтому развитие патриотизма предполагает особую систему мер, не сводимую только к воспитательным мероприятиям, включающую специальные модели систем, социальные и педагогические механизмы, технологии, ценности, теоретические основания и материальные ресурсы.

Состояние научной разработанности проблемы. Основные исследования в сфере изучения патриотизма военнослужащих приходятся на досоветский период. Они представляют собой в основном позиции по данному поводу известных русских военачальников, публикации методического и практического характера по вопросу воспитания в войсках.

Разработке данной проблемы особое внимание уделяли видные деятели российской культуры и науки, педагоги досоветского периода.

Данная проблема поставлена в трудах В.М. Бехтерева, И.А. Ильина, Д.И. Менделеева, А.А.

Мусина-Пушкина, А.С. Пушкина, П.И. Новгородцева, Н.И. Пирогова, К.Д.

Ушинского. Сформулированные ими идеи нашли отражение при разработке содержания патриотизма как профессионального качества курсантов и модели системы патриотического воспитания. Анализу проблем эффективности патриотического воспитания способствовало изучение трудов в области воспитания патриотизма офицеров и курсантов досоветскими, советскими и современными исследователями.

К первым относятся труды русских военных педагогов Н.Н. Головина, М.И. Драгомирова, Н.Н.

Игнатьева М.Д. Скобелева, П.А. Режепо и других; ко вторым — исследования К.М. Амбарова, А.В. Барабанщикова, Д.В.

Волкогонова, В.М. Пузика, В.В. Серебрянникова, Г.В. Средина, С.И. Сьедина; к третьим — материалы исследований С.В.

Алешина, А.Д. Лопуха, С.С. Бурды, В.Е. Косачева, С.Д. Мигачева, В.А. Песоцкого, Н.А. Печеня, П.М. Повесимо, А.В.

Салихова, С.С. Соловьева, А.Б.

Стрельченко, Б.А. Федулова, А.Г.

Патриотическое воспитание современной молодежи

 В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.

Шабанова и других социологов и педагогов. Рассмотренные выше позиции как вектор воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии гносеологически детерминированы различными парадигмами системы воспитания в нашей стране и за рубежом, объективно представляя собой значительный научный опыт.
Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития.
И в первую очередь эта проблема касается молодежи.

А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову:

«Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины»

.

[1] С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека.

[2, c.40] Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки. Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н.

А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г. Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.

Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций.

Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой.

Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т.

е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3] Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.

Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни.

Повышение патриотического потенциала молодого поколения, участвующего в социальном проекте «Растим патриотов» Текст научной статьи по специальности «Народное образование.

Педагогика»

УАК 159.9 ПОВЫШЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩЕГО В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ» © И. А. Губерская © С. Н. Ярыгина Губерская Ирина Александровна руководитель структурного подразделения СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о.

Отрадный Самарской области «Д/сад № 11» e-mail: Ярыгина Светлана Николаевна старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о.

Отрадный Самарской области «Д/сад № 11» e-mail: В статье описан опыт работы пелатотическото коллектива структурною полразлеления, направленною на повышение патриотическото потенциала пол-растаюшето поколения через провеление совместных акций воспитанниками летското сала и стулентами техникума, обозначены первые шати в решении трулной залачи по созланию условий в летском салу лля воспитания лостойното тражланина своей страны, с учетом внелрения ФГОС АО и образовательной политики тосуларства. Ключевые слова: патриотизм, воспитание, социальный проект.

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим, особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания.

В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации.

Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сфор-мировать в каждом молодом человеке все необхо-димые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18) В современном обществе в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. По мнению ряда исследователей

«Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи»

, о кризисном состоянии этой сферы свидетельствуют следующие моменты: падение уровня общественной морали, ослабление единства российского общества, разрушение механизмов его интеграции, разрыв культурной преемственности; утрата объединяющих общество ценностных ориентиров; низкий уровень полноценного включения российской молодежи в социальные отношения, несоответствие социальных ожиданий и возможностей самореализации молодых людей; возникновение деструктивной социально-воспитательной среды со сниженным уровнем коллективообразования, негативным восприятием общества и государственных институтов [2, с.

43]. Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые — пока не выработаны.

Патриотическое воспитание – важная составляющая будущего страны

  1. , преподаватель-организатор ОБЖ

Разделы: , Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?

Жуковский. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос.

Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм.

Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание молодёжи и развитие толерантности в молодёжной среде»

Меню

Вход / / / Патриотическое воспитание молодёжи и развитие толерантности в молодёжной среде Скидка -70% 4000 руб.

1200 руб.

Официальное удостоверение о повышении квалификации Скидка -70% 4000 руб. 1200 руб. Дистанционный курс нацелен на обеспечение активного усвоения преподавателями основных сведений о патриотическом воспитании молодежи, основных теоретических работ по формированию социально активной личности гражданина, на повышение профессиональных навыков в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Количество часов 72 часа Форма обучения заочная (дистанционная) в итоговом документе не указывается Расписание занятий в удобное для вас время Начало обучения 8 октября новые группы формируются каждую неделю Выдаваемый документ удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки отправляется почтой России бесплатно Образовательная лицензия Срок обучения от 10 дней до 1 месяца при необходимости может быть продлен Контроль усвоения знаний промежуточное и итоговое тестирование Требования к слушателям среднее профессиональное (педагогическое) или любое высшее образование Главные причины записаться на этот курс прямо сейчас:

  1. низкие цены и возможность оплаты в рассрочку,
  2. удобное дистанционное обучение и аттестация,
  3. возможность досрочного завершения обучения,
  4. бесплатная отправка итогового документа, учитываемого при аттестации,
  5. качественные программы обучения,
  6. обучение в комфортное для вас время и краткие сроки.

Образец выдаваемого документа: по окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца с защитой от подделки.

Преподаватель курса: Козулина Виктория Борисовна Магистр филологических наук Категория слушателей: педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования (учителя, имеющие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование). Целью курса является методическое изучение патриотического воспитания молодежи, формирования социально активной личности гражданина, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к выполнению конституционных обязанностей. Задачи курса: — патриотическое воспитание молодежи; — формирование высокой социальной активности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, окружающей природе, своему Отечеству; — приобщение к духовным ценностям общества; — характеристика исторического самосознания своего народа; — определение роли и значения своей страны во всемирно-историческом процессе; — социализация личности, развитие критического мышления; — профилактика экстремизма, правонарушений и других негативных явлений в молодежной среде.

Важность патриотического воспитания в школе

  1. , учитель французского языка

Разделы: «… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро-сколько возможно больше и сколько возможно лучше.» Н.А. Добролюбов.

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству»

В. Г. Белинский. I. Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.

Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан.

Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.

Вы можете себе представить компьютерную игру, где дети подражают Тимуру и его команде?

А кто из мальчишек сейчас мечтает о карьере военного? Критический подход к российской действительности, «русскому национальному характеру» понимался многими философами нашего отечества не просто как совместимый с российским патриотизмом – он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого патриотизма.
В. Розанов писал: «.болит душа за Россию. болит за её нигилизм. Если «да» (т.е.

нигилизм) – тогда смерть, гроб. Тогда не нужно жизни, бытия.» Если Россия будет нигилистичной» – то России нужно перестать быть, и нужно желать, чтобы она перестала быть. Вот где зажата душа. Но как «нигилизм» пройдет, когда почти все нигилистично?

даже мальчики? гимназисты?». Не та же проблема мучит нас и сегодня?

Мы стоим у края пропасти, вот почему сегодня нравственно-патриотическое воспитание становится первостепенной задачей. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей

Патриотическое воспитание детей школьного возраста

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу.

Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения. Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям. Является ли любовь к Родине безусловной?

Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.
Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода. Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности.

В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга.

Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.

  1. готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  2. гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  3. стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  4. развитие любви к своему отечеству;
  5. преданность Отечеству.
  • Общественный.

    Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.

  • Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы.

    В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.

Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  1. утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  2. уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;

Статья «Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития»

Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития Губанова Елена Алексеевна, Талалаева Марина Владимировна ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева», e-mail: Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу.

И об этом никогда нельзя забывать. В.В. Путин [1]. Проблема патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, преодоления социальной безответственности и агрессивности как слагаемых комплекса ущербности, маргинальности и неполноценности нации [2]. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания граждан приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России [3]. Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи [3]: — формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития; — приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии; — создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении; — воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности (забота о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности); — воспитание положительного отношения к труду, формирование социально значимой целеустремленности к созидательной деятельности; — формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте,- говорит Владимир Путин.- И такой фундамент – это патриотизм»

[1].

История российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм, правильно развитая система ценностей закладывается в человеке, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, с детства, в первую очередь благодаря семье и, конечно, образовательной, культурной политике самого государства. Современной России необходимо правильно использовать лучший опыт воспитания и просвещения, накопленный веками.

Однако здесь нужно быть весьма осторожным: бездумное внедрение даже самых ценных шаблонов из прошлого не принесет должного результата, так

Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников Текст научной статьи по специальности «Теория развития личности»

УДК: 37.035.6 С.А.

Константинов СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Обосновывается педагогическая программа патриотического воспитания современных школьников. Представлены содержание и результаты реализации программы патриотического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание школьников.

Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества [1]. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент Российской Федерации Д. А. Медведев, отмечая, что «.грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи.

Эта тема вечная, но очень сложная» [2]. В

«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

были определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставилась задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Русскую педагогическую мысль на всем протяжении ее многовековой истории отличал патриотический настрой. Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие.

В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это — фундамент становления личности.

Исследование проблем патриотического воспитания требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на общественное сознание, мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, на процесс воспитания и практику социально-педагогической деятельности в стране. Особое значение приобретает поиск и разработка новых подходов к воспитанию школьников, учитывающих систему их ценностей и интересов, соответствующих тенденциям развития российского общества и системы образования.

Основы патриотического воспитания

Меню

Вход / / / / Воспитание патриотизма занимает важное место в целенаправленной социализации детей и молодежи. Его приоритетная роль обусловлена огромным потенциалом патриотизма в социализации подрастающего поколения, предполагающей интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация заключает в себе усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Потенциал патриотизма в социализации детей и молодежи во многом обусловлен его универсальностью как социального явления, многозначностью проявления, интегрированными взаимосвязями с другими значимыми для человека личностными образованиями.

Кривощёкова Елена Ивановна 29.01.2017 ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Воспитание патриотизма занимает важное место в целенаправленной социализации детей и молодежи. Его приоритетная роль обусловлена огромным потенциалом патриотизма в социализации подрастающего поколения, предполагающей интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию).

Социализация заключает в себе усвоение человеком элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Потенциал патриотизма в социализации детей и молодежи во многом обусловлен его универсальностью как социального явления, многозначностью проявления, интегрированными взаимосвязями с другими значимыми для человека личностными образованиями. Потенциал патриотизма в социализации детей и молодежи проявляется в следующем: во-первых, патриотизм представляет собой важный элемент культуры российского общества, который должен быть усвоен ребенком.

Многовековая история России полна тяжелых исторических испытаний народа и государства, выдержанных с честью на основе любви и верности Отчизне, с величайшей художественной силой отраженных в литературных и музыкальных произведениях, творениях художников и скульпторов, составляющих целый пласт в культуре России.

Мы не можем считать культурным человека, если он не читал, например, такие литературные произведения героико-патриотической тематики, как «Бородино» М. Лермонтова, «Война и мир» Л.Н.

Толстого, «Судьба человека» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А.

Фадеева, «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» К. Симонова и др. во-вторых, патриотизм, его ценности являются важнейшим компонентом социальных российских ценностей, которыми должен овладеть человек.

Патриотические ценности относятся к базовым ценностям, составляющим фундамент личности. Они тесно переплетены и с общечеловеческими, и с социоцентрическими ценностями и представлены прежде всего такими понятиями: Родина, отечество, держава, государственность,

Современные проблемы патриотического воспитания

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности.

Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию.

Отвечают за подрастающее поколение все: , школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о .Основные проблемы патриотического воспитания:

  • Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.
  • Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
  • Слабые познания в области культуры, истории.

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический.

Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство.Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа.

Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России – разрушение культурного пространства.Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами.

Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы.

Прежние теории воспитания забракованы, новые не созданы.

Система подготовки учителей припадает на все четыре ноги, компетентных воспитателей крайне мало. Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями.

Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – . Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов.

Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице.

Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи

Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям.

Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы.

В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  1. сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  2. научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  3. на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку.

Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?Важно:Опираясь на официальные документы, все же заметим, что .

Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания.