Меню
Главная - Социальное обеспечение - Обслеование как мирное средство

Обслеование как мирное средство

В29. Система мирных средств разрешения международных споров: краткая характеристика.


Стр 12 из 15 Институт мирного разрешения международных споров межотраслевой, так как его нормы содержатся в праве международной безопасности, в праве международных организаций, а также в праве ряда других отраслей международного права. Источники института мирного разрешения международных споров: 1.

Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.; 2. пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 г.

(в редакции 1949 г.); 3. Устав ООН, уставы региональных организаций; 4.

Декларация о принципах международного права 1970 г.; 5. заключительный акт СБСЕ 1975 г.; 6. итоговый документ Венской встречи 1989 г.

и другие документы СБСЕ, а также обычаи.

Государства – члены ООН приняли на себя обязательство

«проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»

. Декларация о принципах международного права 1979 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основании суверенитета государств в соответствии с принципом свободного выбора способов разрешения спора.

Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства. Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны-государства, участвующие в любом споре, продолжение которого может угрожать поддержанию мира и безопасности, должны в первую очередь стремиться к разрешению спора посредством «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

В поисках подобного урегулирования государства должны согласовывать такие средства, чтобы они соответствовали бы существу спора.

Мирные средства разрешения международных спо­ров — это средства, применяемые субъектами международ­ного права в целях урегулирования споров между ними в соответствии с принципом мирного разрешения междуна­родных споров. В п. 1 ст. 33 Устава ООН закрепляется перечень средств, с помощью которых реализуется принцип мирного разрешения международных споров. К таким средствам относятся перего­воры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, су­дебное разбирательство, обращение сторон спора к региональ­ным органам и соглашениям или иным мирным средствам по своему выбору.

Как следует из текста статьи, этот перечень не является исчерпывающим: международному праву извест­ны и другие средства: добрые услуги, консультации и пр. Кро­ме того, в соответствии с Уставом ООН определенными полно­мочиями в вопросах урегулирования международных споров об­ладают СБ ООН и ГА ООН. Переговоры. Большинство межгосударственных споров разрешаются пу­тем прямых переговоров.

Переговоры — наиболее часто исполь­зуемое

Средства мирного разрешения международных споров

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 1.1 Понятие принципа мирного разрешения международных споров 1.2 Становление и утверждение принципа мирного разрешения споров в современном международном праве 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ 2.1.

Непосредственные переговоры — ведущее средство мирного решения международных разногласий 2.2.

Добрые услуги и посредничество 2.3. Международная следственная процедура (обследование) и международная согласительная процедура 3.

РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 3.1.

Организация Объединенных Наций 3.2. Мирное разрешение споров в международных региональных Организациях 3.3.

Международный коммерческий арбитраж ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломного исследования. Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов.

Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён.

В Китае центральной в этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений. Правда, не все философы были пацифистами.

На политическую культуру многих народов накладывали отпечаток религии, неоднозначно подходившими к идеям мира. Если иудаизм, христианство и ислам допускали «священную войну» или «крестовый поход», то индуизм и буддизм признают войну как элемент существующего правопорядка.

Внешняя политика государств многие столетия строилась по принципу древних римлян: «хочешь мира – готовься к войне». На старинных пушках была надпись по латыни: последний аргумент королей». В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.

Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём. В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию

Роль непосредственных переговоров и консультации, а также добрых услуг и посрредничества как средств мирного решения международных споров.

Стр 9 из 20 Согласно Уставу ООН государства – члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1). Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем

«переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору»

. Переговоры – это мирное средство разрешения спора с помощью представителей между государствами по существу достижения договоренности о применении иного мирного средства для разрешения спора.

Цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы согласовываются самими спорящими сторонами.

Переговоры по разрешению спора должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

Консультации сторон – это периодические встречи спорящих сторон, направленные на поиск компромиссных решений.

Обследование – это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в случае, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для того чтобы провести обследование, создается следственная комиссия, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации.

Результаты работы следственной комиссии закрепляются в докладе, который устанавливает только фактическую сторону спора. Примирение – это выяснение фактических обстоятельств спора и выработка конкретных рекомендаций для сторон. Добрые услуги – это действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами.

Субъекты, оказывающие добрые услуги, в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимают.

В качестве субъектов могут выступать государства, международные организации, известные общественные или политические деятели. Посредничество – это непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

Международный арбитраж – это добровольно выраженное согласие спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей стороне, решение которой является обязательным для сторон в споре.

Судебное разбирательство – это рассмотрение и разрешение спора международными судами. 45. Роль следственных и прирительных комиссий в разрешения международных споров. Следственные комиссии В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств ситуации, стороны вправе учре­дить специальный международный орган — следственную комиссию для выяснения вопросов фактов.
Следственные комиссии учреждаются на основании особого

Право международной безопасности и мирные средства разрешения международных споров

План Вступительная часть 1.

Понятие и источники права международной безопасности. 2. Универсальная система коллективной безопасности.

3. Региональные системы коллективной безопасности.

4. Согласительные (политические) средства разрешения международных споров.

5. Судебные средства разрешения международных споров.

Заключительная часть Литература: I. Основная: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова – М.: Межд.

отношения, 2003. Международное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и дополн. / Под ред.

Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. – М.: НОРМА, 2005. Международное публичное право: Учебник. Издание 2-е, перераб. и дополн.

/ Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: Проспект, 2004. Лукашук И.И. Международное право.

Особенная часть. Учебник. — М.: БЕК, 2001. Гл. 11-12. Международное право. Вопросы и ответы. Учебное пособие / Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И.

— М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2002. Североатлантический договор (1949 г.), Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (1992 г.), Устав организации американских государств // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М., 1999. Т. 2.

Устав ООН // Международное право. Сборник документов. – М: Юридическая литература, 2000.

С. 111-134. Федеральный закон

«О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по удержанию или восстановлению международного мира и безопасности»

от 23 июня 1995г.

// Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. II. Дополнительная: Деханов С.А.

Право и сила в международных отношениях // Московский журнал международного права.

2003. № 4. С. 38-48. Карпович О.Г. Мирное разрешение международных споров в рамках ОБСЕ // Юрист. 1998. № 8. Николаева Л.А., Соловьева А.К.

Юрисдикция судов межгосударственных объединений по разрешению публично-правовых споров // Журнал российского права. 2000. № 11. Панкратов В.Д, Маковик Р.С. Операции ООН по поддержанию мира (некоторые проблемы и пути их решения) // Право и политика.

2001. № 5. С. 79-85. Ушаков Н.А.

Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. – М., 1997. Введение Интересы международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения любых войн. Сегодня при рассмотрении международных споров необходимо использовать исключительно политические средства, допускаемые международным правом.
В этой связи основная роль международного права не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Особая роль в международном праве принадлежит праву международной безопасности.

Цели лекции: рассмотрение международно-правовых средств обеспечения мира и предотвращения войны, вопросы коллективной безопасности, разоружения, ограничения вооружений, неприсоединения, нейтралитета; содержания,

Обследование

В последовательности, предусмотренной ст. 33 Устава ООН, вслед за переговорами упоминается процедура «обследования» или иначе, процедура расследования следственных комиссий.

Следует отметить, что в доктрине международного права данная процедура является наименее исследованной. Так, в трудах некоторых авторов, обращавшихся к проблеме мирного разрешения споров, она рассмотрена очень поверхностно или вообще отсутствует.

Наиболее фундаментальной, и не исключено, что единственной, работой в этой области является монография американского юриста-международника В. Шора, озаглавленная

«Значение процедуры установления фактов для поддержания международного мира»

.

Возникновение этого, относительно «молодого» средства урегулирования международных споров непосредственно связано с принятием Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. Общепризнанно, что создание института международных следственных комиссий было инициировано Россией, предложено ее представителем на заседании III-го Комитета Гаагской конференции Ф. Ф. Мартенсом. В шести статьях (9-14) Конвенции 1899 г.

регламентируются задачи, состав, порядок работы комиссий, а также обязанности спорящих сторон по отношению к комиссии по расследованию, и, наконец, признаки содержания и характера доклада комиссии. Тот же подход позже был закреплен и в Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений от 1907 года.

Однако на сей раз этой процедуре было отведено 28 статей против 6 в Конвенции 1899 года.

Думается, что росту значения этого института в то время во многом способствовало успешное его применение на практике, в частности, в урегулировании Гулльского (Доггер-Банкского) инцидента, имевшего место в ночь с 21 на 22 октября 1904 года. Суть самой процедуры заключена в ст. 9 Конвенции 1907 г.:

«В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов, и проистекающих из разногласия в оценке фактических обстоятельств дела, Договаривающиеся Державы признают полезным и желательным, чтобы стороны, не достигшие соглашения дипломатическим путем, учреждали, насколько позволят обстоятельства, международную следственную комиссию, на коей будет лежать обязанность облегчать разрешение этих споров выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования»

.

Основным новшеством в Конвенции 1907 г. стало более четкое определение этого института и усовершенствование правил следственного производства.

Характерной особенностью международно-правовой договорной практики до создания ООН было очень редкое обращение к этой процедуре. И в основном эта практика применялась в странах западного полушария.

Наиболее заметные многосторонние международно-правовые акты того периода, предусматривающие процедуру расследования — Конвенция об учреждении международных следственных комиссий от 07.02.1923 г., заключенная между пятью центрально-американскими государствами и США; Договор о предотвращении или предупреждении конфликтов между американскими государствами от 03.05.1923 г.

(Договор Гондра) и т.д.

Вопрос 30. Согласительные средства мирного урегулирования международных споров.

Стр 1 из 5 Согласительные (дипломатические) средства мирного разрешения международных споров Согласительные средства играют главную роль в мирном урегулировании споров и разногласий во взаимоотношениях суверенных государств.

Суть этих средств состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.

Такими средствами являются переговоры, консультации, обследование (следственные комиссии), добрые услуги, посредничество, примирение (согласительные, примирительные комиссии). Переговоры – это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств.

Не случайно в статье 33 Устава ООН переговоры названы в числе основных средств урегулирования международных споров и конфликтов. Переговоры представляют собой прямой контакт сторон в целях достижения взаимоприемлемого соглашения. Они могут вестись через обычные дипломатические каналы или в форме специально созываемых совещаний.

Возможна также письменная форма, обмен посланиями. Результаты переговоров обычно находят отражение в совместных коммюнике, которые не являются договорами. Переговоры должны предшествовать применению иных средств разрешения споров. Ещё Постоянная палата международного правосудия подчёркивала: «Прежде чем спор будет представлен на судебное разбирательство, его предмет должен быть чётко определён на дипломатических переговорах»23.

Переговоры обладают рядом преимуществ по сравнению с иными средствами. Их легче организовать, они не требуют значительных расходов, а главное, не оказывают отрицательного влияния на взаимоотношения сторон. Опыт свидетельствует об эффективности переговоров.

При их помощи решается основная масса разногласий между государствами. В ходе переговоров государства или международные организации могут принимать самые разнообразные варианты решения спорных вопросов. Переговоры не только являются средством урегулирования международного спора, но и выполняют функции вспомогательного средства.

Практически все способы разрешения межгосударственных конфликтов всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами.

Международное право не устанавливает единообразного порядка ведения переговоров. Как показывает практика, нормальные переговоры проходят следующие основные стадии: выступление государства или группы государств (например, ЕС) или иных субъектов международного права с инициативой проведения переговоров; достижение договорённости между спорящими сторонами о переговорах (время, место, уровень и т. п.); выработка процедуры ведения переговоров; собственно переговоры; принятие согласованного в ходе переговоров акта.

Переговоры различаются: по предмету спора: политическим; экономическим; социальным и другим вопросам; по количеству участников: двусторонние; многосторонние; Последние приобретают широкое распространение.

Появилось понятие парламентской дипломатии, означающей многосторонние переговоры в рамках международных органов и организаций.

Средства мирного разрешения международных споров

PAGE \* MERGEFORMAT45 [1] Оглавление [2] Введение [3] Глава 1.

Понятие и классификация международных споров [4] Глава 2. Принцип мирного разрешения международных споров [5] Глава 3.

[6] 3.3 Юридические (судебные) средства мирного разрешения международных споров [7] Глава 4. Участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации в процессе правового обеспечения мирного разрешения международных споров [8] Заключение [9] Список использованных источников Мирное урегулирование межгосударственных споров относится к числу самых острых и актуальных тем. От своевременного, полного и окончательного разрешения противоречий зачастую зависит сохранение мира и обеспечение безопасности как на региональном, так и на глобальном уровнях.

В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении.

Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права. В процессе межгосударственного общения возникают разногласия, сталкиваются интересы и позиции субъектов международного права по всему спектру международной жизни — от правовых разночтений при толковании и применении действующих двусторонних и многосторонних договоров до территориальных претензий и пограничных споров.

Если споры, касающиеся международных соглашений, представляют собой сугубо юридические разногласия и разрешаются, как правило, путём применения международной судебной процедуры, то политические, экономические и иные споры требуют сочетания как правовых, так и политических мирных средств урегулирования. Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

Рекомендуем прочесть:  1 волна сноса пятиэтажек в москве

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступают два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силой для навязывания другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

Устав ООН для классификации конфликтных отношений использует два основных вида понятий международных конфликтов: «спор» и «ситуация», «… улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»1. Определения данных понятий в Уставе ООН отсутствуют. Ситуация (международная) – это состояние напряжённости между двумя или несколькими государствами, возникающее по вопросу факта или права (например, толкования или применения международного договора).

Мирные средства разрешения международных споров

Стр 15 из 29 Государства — члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1). Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования.

Согласно ст. 33 Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров.

Не упомянуты лишь «добрые услуги». Некоторые мирные средства, получившие свое договорно-правовое оформление еще в конце XIX — начале XX века, названы в ст.

33 иначе. Так, под обследованием Устав ООН имеет в виду следственные комиссии, то есть следственную процедуру, а под примирением — согласительные комиссии. Переговоры. Это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств. Это обусловлено тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами.

В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон. Независимо от предмета переговоров они должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз. Позитивный исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства разрешения спора.

Однако если переговоры не привели к определенному соглашению, стороны обязаны продолжить поиск путей взаимоприемлемого урегулирования разногласий.

Консультации сторон. Как средство мирного урегулирования споров стали применяться после второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии.

Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства

23.3.

Мирные средства разрешения международных споров

Государства — члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (пункт 1 статьи 1 Устава ООН). Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно статье 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем

«переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору»

.

В приведенной статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров.

Не упомянуты лишь «добрые услуги».

Некоторые мирные средства, получившие свое договорно-правовое оформление еще в конце XIX — начале XX в., названы в ст.

33 иначе. Так, под обследованием Устав ООН имеет в виду следственные комиссии и следственную процедуру, а под примирением — согласительные комиссии. Переговоры. Это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее ведущую роль среди других мирных средств. Такая их роль обусловлена тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами в соответствии с основными принципами и нормами современного международного права; переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

Независимо от предмета переговоров они должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз. Позитивный исход переговоров может выразиться либо в непосредственном разрешении спора по существу, либо в достижении договоренности о применении иного мирного средства решения спора.

Однако если переговоры не привели к определенному соглашению, стороны обязаны продолжить поиск взаимоприемлемого урегулирования разногласий.

Консультации сторон. Как средство мирного урегулирования споров консультации стали применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии.

Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультации: в качестве самостоятельного

Обследование (следственная процедура) в системе мирного разрешения международных споров Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

 ОБСЛЕДОВАНИЕ (СЛЕДСТВЕННАЯ ПРОЦЕДУРА) В СИСТЕМЕ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ* Кудинов Алексей Сергеевич Аспирант кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (Москва), е-mail: В статье освещается история становления, современное состояние и перспективы развития обследования как способа мирного разрешения международных споров.

Автор определяет место следственной процедуры в системе средств мирного урегулирования, систематизирует и анализирует двусторонние и многосторонние договоры, регулирующие организацию и деятельность международных следственных комиссий, а также выявляет факторы, которые обусловливают редкое применение процедуры обследования для разрешения споров между государствами. Ключевые слова: установление фактов, обследование, расследование, следственная процедура, следственные комиссии, разрешение международных споров ENQUIRY (FACT-FINDING PROCEDURE) IN THE SYSTEM OF PEACEFUL SETTLEMENT OF DISPUTES Kudinov Aleksey Moscow State Institute of International Relations (university) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow), е-mail: The article covers the history, modern state and prospects of enquiry as a means of peaceful settlement of international disputes. The author outlines the place that the fact-finding procedure occupies in the system of peaceful settlement of disputes, systematizes and analyzes bilateral and multilateral treaties governing the organization and activity of international fact-finding commissions, and also reveals the factors that cause the rare practical application of enquiry for the settlement of disputes between states.

Key words: fact-finding, enquiry, investigation, inquiry, fact-finding missions, settlement of international disputes Понятие обследования (следственной процедуры) В решении по делу Мавроматиса от 30 августа 1924 г. Постоянная палата международного правосудия определила международный спор как

«разногласие по вопросу права или факта, конфликт юридических позиций или интересов двух лиц»

1. Данное определение показывает, что содержание международных споров не ограничивается разностью правовых мнений сторон, охватывает также возможность различной трактовки фактических обстоятельств их взаимоотношений.

Это влияет на систему мирного урегулирования: на устранение фактологических противоречий могут быть направлены любые способы разрешения споров, как согласительные (переговоры, посредничество, следственная и согласительная процедура), так и судебные. Для некоторых из них выяснение фактов * Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО МИД России на выполнение научных работ молодыми исследователями под руководством докторов наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1 Толстых В.