Меню
Главная - Защита жилищных прав - Обязательства правительств в правах человека

Обязательства правительств в правах человека

Обязательства правительств в правах человека

Оглавление:

Основные права и обязанности государств


Государства, как главные субъекты международного права, по определению наделены способностью обладать правами и нести обязанности по международному праву. Такие права и обязанности могут основываться на различных источниках международного права, включая и . Возникает вопрос: существуют ли права и обязанности, неотъемлемо связанные с созданием и самой сущностью государства, и, таким образом, независимые от других источников правовых обязательств договорного или обычного, частного или общего характера.

Этим объясняется необходимость использования выражения фундаментальные или основные права и обязанности государств (в отличие от прав и обязанностей государств как таковых, которые охватывают все международное право). Теория основных прав и обязанностей возникла в XVII веке, когда государства окончательно провозгласили свою независимость и суверенитет с высшей и неоспоримой институциональной властью над социальными явлениями, происходящими в их юрисдикции, на ряду с постепенным созданием системы взаимных отношений с другими государствами.
Считается, что этот исторический период начался в 1648 году после Тридцатилетней войны, закончившейся заключением .

Государства, с одной стороны, подтвердили свою независимость от папства и империи, а, с другой стороны, установили исключительное господство над территориальными сообществами, тем самым обуславливая упразднение различных центров феодальной и общинной власти, сложившихся в течение предыдущих столетий. Что касается разработки письменных правовых документов, касающихся основных прав и обязанностей государств, то в течение 20-го века были достигнуты определенные результаты. Конвенция Монтевидео 1933 года стала одной из первых попыток включения «прав и обязанностей» государств в многосторонний юридически обязательный документ, однако она не получила широкой поддержки и насчитывает всего несколько подписантов.

За этой попыткой последовал разработанный Комиссией международного права ООН и представленный Генеральной Ассамблеи в 1949 году Проект Декларации о правах и обязанностях государств.

Тем не менее, из-за недостаточного интереса к нему проект Декларации был на первом этапе отложен и впоследствии Генеральная Ассамблея к нему больше не возвращалась. Многие права и обязанности государств, содержащиеся в проекте декларации, были позднее подтверждены в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 году (резолюция ГА ООН 2625).
Вышеуказанные документы вместе с Уставом ООН являются важнейшими инструментами, определяющими основные права и обязанности государств.

Основные права государства — это те права, которыми государства обладают и пользуются в соответствии с основными принципами международного права. Эти права существуют в силу международного правопорядка, способного определять права своих субъектов. К числу основных прав государства относятся: Право на независимость является основополагающим правом государства.

23. Обеспечение принятых международных гуманитарно-правовых обязательств.

Правила, выраженные в виде общепризнанных принципов и норм международного права в сфере прав человека, можно рассматривать в качестве определенных международно-правовых стандартов. Они юридически обязывают государства предоставить лицам, находящимся под их юрисдикцией, ряд прав и свобод.

Государства не могут посягать на эти права и свободы. Они обязаны создать такой правовой, политический и социальный режим, который бы обязывал и гарантировал предоставленные человеку права и свободы. Вместе с тем они обязаны сотрудничать друг с другом с целью обеспечения взятых обязательств на международном уровне.

Это связано с рядом международно-правовых мер.

В первую очередь к ним относятся международные процедуры в сфере обеспечения прав человека; международный контроль; международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лиц; деятельность международных должностных лиц в сфере защиты прав человека; средства разрешения споров о толковании, применении или выполнении обязательств по правам человека; международная уголовная ответственность физических лиц за грубые нарушения норм о правах человека.Использование международных процедур — наиболее распространенный способ обеспечения обязательств в сфере прав человека.

Он связан с разнообразными мерами и действиями государств.

Наиболее типичными из них являются: рассмотрение компетентными органами, предусмотренными международными договорами, касающимися прав человека, докладов государств о выполнении ими своих обязательств; рассмотрение этими органами жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав; изучение, расследование ситуаций, касающихся нарушения прав человека. а) Рассмотрение докладов государств о выполнении взятых обязательств Соответствующие доклады и информация могут поступать и от государств, и от межправительственных организаций. Обязанность представления докладов возникает у государства, если оно является участником международного соглашения, где эта обязанность получила закрепление.Главная цель, которая ставится при рассмотрении докладов органом, созданным международным договором, — это уяснение степени осуществления определенных прав человека согласно заключенному государством договору, т е установление прогресса, достигнутого на этом пути.

Рассмотрение докладов поэтому не связано с установлением нарушений, допущенных государством при реализации взятых обязательств. В связи с этим итогом рассмотрения соответствующего доклада государства, как правило, является выработка положений, имеющих только рекомендательный характер. Такие рекомендации содержат замечания общего характера, они не касаются принятия каких-либо специальных обязательных мер.

Процедуры, связанные с рассмотрением докладов, отражают идею выработки общих рекомендаций. Примером может служить содержание Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в ст.

40 которого установлено, что участвующие в Пакте государства обязуются представить доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь признаваемых

Юридический характер обязательств государств — участников международных пактов о правах человека Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАКТОВ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА А.Х. Абашидзе Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул.

Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье рассматриваются мнения двух договорных органов по правам человека системы ООН: Комитета по экономическим, социальным и культурным правам и Комитета по правам человека по вопросу об юридическом характере обязательств государств — участников Международных пактов о правах человека 1966 г. Ключевые слова: Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет по правам человека; замечания общего порядка; принцип добросовестности выполнения международных обязательств. Нормативной основой системы прав человека ООН, детализирующей положения Устава ООН, касающихся

«всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии»

, служат акты, составляющие «Международный билль о правах человека».

Еще в процессе создания Международного билля о правах человека вопрос о юридическом характере обязательств государств по различным категориям прав человека и основных свобод оказался решающим в деле выработки вместо одного двух пактов о правах человека. В связи с этим в начале необходимо остановиться на истории выработки Международного билля о правах человека. После принятия Устава ООН и создания функциональных органов по правам человека в рамках ООН, подчиняющихся ЭКОСОС, начался процесс выработки Международного билля о правах человека.

Сразу на своей 1-й сессии в 1947 г. Комиссия по правам человека (функциональный орган ЭКОСОС, которая в 2006 г. была заменена Советом по правам человека) поручила своим сотрудникам разработку

«предварительного проекта международного билля о правах человека»

.

В конце того же года Комиссия по правам человека решила, что термин «международный билль о правах человека» должен относиться ко всем разрабатываемым документам, и в связи с этим создала три рабочие группы: по декларации, по конвенции (которую она позже переименовала в «пакт») и по мерам осуществления. На основе резолюции 217A (III) от 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве первого из числа намечавшихся документов.

В этот же день Генеральная Ассамблея просила Комиссию по правам человека подготовить в первоочередном порядке проект пакта о правах человека и проект по его осуществлению. В 1949 г. Комиссия по правам человека рассмотрела такой проект пакта, а в 1950 г. пересмотрела первые 18 статей на основе замечаний, полученных от правительств.

При этом ГА ООН в своей резолюции 421 (V) подчеркнула, что пользование гражданскими и политическими свободами и обладание правами экономическими, социальными и правами в области культуры связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Однако в 1951 г. Генеральная Ассамблея поручила Комиссии по правам человека «выработать проекты двух пактов о правах человека, в одном из которых должны

Международноправовое обязательство уважать права человека: основные элементы содержания и пределы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Международно-правовое обязательство уважать права человека: основные элементы содержания * и пределы ЛИПКИНА Надежда Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского права и сравнительного правоведения Саратовской государственной юридической академии Российская Федерация, 410056, г.

Саратов, ул. Вольская, д. 1 Принцип уважения прав человека и основных свобод как один из основных принципов современного международного права имеет довольно долгую историю развития, его существование и обязательная юридическая сила не вызывают сомнений. В статье рассматриваются актуальные проблемы и тенденции развития содержания и гарантий вытекающего из данного принципа обязательства; выявляются особенности установления пределов такого обязательства.

Выводы делаются на основе анализа международно-правовых документов и практики международных органов.

Ключевые слова: права человека, принцип уважения прав человека и основных свобод, позитивные обязательства, ответственность по защите, общее международное право. International Legal Obligation to Respect Human Rights: Basic Elements of Content and Scopes N. N. Lipkina, PhD in Law Saratov State Law Academy 1, Volskaya st., Saratov, 410056, Russia E-mail: Analysis of the principle of respect for human rights and fundamental freedoms, which is one of the basic principles of international law, definitely, has not only theoretical but also practical importance.

Key provisions of the principle must be taken into account while implementing of any specific international obligations in the field of human rights.

The purpose of this article is to identify the main elements of the principle of respect for human rights and fundamental freedoms at the present stage of development of international law, analysis of trends of development of its content. In the line of the specified objectives of the study the following new elements and tendencies of development of the maintenance of the principle are of particular relevance: first, the development trends of types of commitments included in the content of the principle, in particular, development and consolidation of such types of obligations as obligations to prevent, to respond to, to rebuilt and to punish; second, the strengthening and expansion of practice of recognition of state’s responsibility for human rights violations on the part of so-called non-state actors; third, the evolution of the content of the principles of the responsibility to protect and responsibility while protecting; fourth, the concept of state’ margin of appreciation as well as the principle of cultural relativism which are well established in the International Human Rights Law, are faced with new challenges in modern international law.

Thus, the content and limits of the principle of respect for human rights and fundamental freedoms is undergoing significant changes at present and all new trends and challenges require a careful study. Keywords: human rights,

§ 5.

Международные обязательства России

в сфере защиты прав человека Россия является участницей практически всех международных соглашений по правам человека, большинство из которых были ратифицированы Советским Союзом. Статус, приданный КонституциейРФ международным договорам, повышает ответственность России за исполнение своих обязательств, в том числе и по тем из них, которые относятся к сфере международной защиты прав человека.

СогласноКонституцииРФ и законодательно закрепленной в российском законодательстве готовности России «продолжать» исполнение обязательств по заключенным СССР международным договорам эти договоры, как и те, которые были заключены Российской Федерацией, составляют часть национальной правовой системы.

Это обязывает органы государства в своей деятельности по обеспечению и защите прав человека руководствоваться не только внутренними законами, но также международно-правовыми нормами, заключенными в имеющие для России юридическую силу договоры. Это принципиальное положение было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации.

В егоПостановленииот 31 июля 1995 г. N 10-П говорится:

«В соответствии с принципами правового государства, закрепленнымиКонституциейРФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом»

.

Россия, продолжая исполнение международных обязательств по ратифицированным Советским Союзом в 1973 г.

Международному пактуо гражданских и политических правах и Международномупактуоб экономических, социальных и культурных правах, должна создавать такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами. Определенные международные обязательства несет Россия и по другим заключенным СССР соглашениям в сфере защиты прав человека. К ним относится принятая в 1965 г.

Генеральной Ассамблеей ООН Международная конвенцияо ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Россия как государство — участникКонвенцииобязана принимать эффективные меры в области преподавания, воспитания, культуры, информации с целью искоренения расовой дискриминации, поощрения взаимопонимания, дружбы и терпимости между нациями и расовыми или этническими группами. В соответствии с Конвенциейо ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Россия должна принимать меры во всех областях — в политической, социальной, экономической, культурной — для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами.

КонвенцияООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. обязывает соблюдать содержащиеся в ней нормы, нацеленные на защиту прав лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. Каждое государство-участник должно принять эффективные законодательные или другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.
Никакие исключительные

Защита прав человека в истории международного права Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Болдырева О. М. Защита прав человека в истории международного права // Вестник Прикам-ского социального института. 2020. № 1 (79). C. 14-20. Boldyreva O.

M. Protection of human rights in the history of international law. Bulletin of Prikamsky Social Institute.

2020. No. 1 (79). Pp. 14-20. (In Russ.). УДК 342.7 О. М. Болдырева Елецкий филиал Российского нового университета, Елец, Россия ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Болдырева Ольга Михайловна — кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. E-mail: ru В рамках сравнительного анализа правовых источников прослеживается эволюция идеи прав человека и механизма ее реализации в международном праве.

Нормативная основа идеи прав человека была заложена декларациями и конституциями Соединенных Штатов Америки и Франции XVIII в., унифицирована и модернизирована в документах Организации Объединенных Наций. Формирование прав человека как отдельной сферы международного права, систематизация и обобщение данной идеи произошли с принятием Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. Ключевые слова: права человека, международное право, Декларация, Франция, государство.

O. M. Boldyreva Yelets branch of the Russian New University, Yelets, Russia PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE HISTORY OF INTERNATIONAL LAW Boldyreva Olga M.

— Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law. E-mail: ru A comparative analysis of legal sources traces the evolution of the idea of human rights and the mechanism for its implementation in international law.

The normative basis of the idea of human rights was laid by the declarations and constitutions of the United States and France of the XVIII century, unified and modernized in the UN documents. The formation of human rights as a separate sphere of international law, the systematization and generalization of this sphere occurred with the adoption of the Universal Declaration of Human Rights in 1948. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Key words: human rights, international law, Declaration, France, the state. Термин «права человека» в качестве юридической категории, зафиксированной в нормативном порядке, начал использоваться с конца XVIII в. — в рамках национальной правовой системы Франции в период Великой французской буржуазной революции и в Соединенных Штатах в эпоху освободительной национальной борьбы за независимость от ига британской короны.

© Болдырева О. М., 2020 Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 г. является первым законодательным актом государства и единовременно — наиболее важным юридическим документом международного права с точки зрения прав человека. В Декларации в качестве «естественного права» провозглашается право народа на отделение от другого народа и на политическую независимость.

Во втором разделе Декларации дается указание на «очевидную истину», заключающуюся в том, что «все люди

Международные обязательства Российской Федерации в области защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1) В.А. Карташкин Сектор прав человека Институт государства и права РАН ул.

Знаменка, 10, Москва, Россия, 119019 Конституция Российской Федерации провозгласила естественный характер прав человека и превосходство международного права над национальным законодательством.

В статье рассматриваются международные обязательства страны в области защиты прав человека, вытекающие из Конституции и ратифицированных РФ международных договоров. Ключевые слова: конституция, международные договоры, права человека, законодательство, обязательства.

Современное международное право предписывает государствам принимать законодательные, административные и иные меры для выполнения взятых на себя обязательств в области прав человека.

При этом следует иметь ввиду, что все государства мира обязаны соблюдать основные права и свободы человека, как гражданские и политические, так и социально-экономические и культурные.

Перечень этих прав зафиксированный во Всеобщей декларации, Пактах о правах человека и других ключевых международных документах является общепризнанным, и они приобрели в настоящее время характер jus cogens. В Российской Федерации за последние десятилетия приняты существенные меры для гарантирования и реализации основных прав и свобод человека.

Впервые в отечественной правовой истории наше государство признало естественный характер прав человека, записав в Конституции страны 1993 г., что они неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.

17). Более того, российская Конституция признала примат международного права над национальным законодательством. Как гласит ч. 4 ст. 15 Конституции, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами на всей территории Российской Федерации при осуществлении правосудия на основе общепризнанных принципов и норм и международных договоров Пленум Верховного Суда страны в 2003 г. принял специальное постановление [4].

Ссы- лаясь на Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ [5], Верховный Суд заявил, что «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п.

3). Здесь, в частности, речь идет о положениях тех международных договоров, которые требуют от государств-участников принять законодательные и иные акты для выполнения взятых на себя обязательств.

Международно-правовые основы обеспечения прав человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Бизнес в законе 4’2014 4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 4.1.

МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Игнатов Евгений Александрович, докторант, кандидат юридических наук Место работы: ФГКУ «ВНИИ МВД России» Место учебы: ФГКУ «ВНИИ МВД России» Аннотация: Цель данной работы состоит в постановке и изучении теоретико-правовых проблем, связанных с взаимодействием международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека. В процессе исследования использованы научные методы: диалектический, статистический, системный, метод моделирования, абстракции, историко-правовой, формальнодогматический, сравнительно-правовой, метод правового прогнозирования.

Выводы исследования могут найти применение в постановке и решении ряда малоисследованных проблем теории и практики международного права: имплементации прав человека, обеспечения выполнения независимыми национальными судами решений международных судебных органов.

Исследуя международные и внутригосударственные нормы, автор излагает собственное видение рассматриваемых проблем и подходы к их решению. В работе развивается мысль о том, что в области защиты прав человека одной из форм взаимодействия международного и внутригосударственного права является недопущение и разрешение конфликтов между ними.

Результаты исследования могут быть полезны для практики внутригосударственной реализации международных норм о правах человека; дальнейшего совершенствовании нормотворческого процесса; подготовки международных договоров и федеральных законов; деятельности органов публичной власти. Ключевые слова: права и свободы человека, международные стандарты, международные принципы, зашита прав человека. INTERNATIONAL LEGAL FRAME WORK FOR ENSURING HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION Ignatov Evgeny Aleksandrovich, PhD iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Work place: Research Institute of Russian police Study place: Doctoral Research Institute Russian police Annotation: The purpose of this paper is the formulation and study of theoretical and legal problems associated with the interaction of international and domestic law in the field of human rights protection.

The study used scientific methods: dialectical, statistical, system, method of modeling, abstraction, historical, legal, formal and dogmatic, comparative law, legal method of forecasting. Findings of the study can be used in the formulation and solution of a number of un explored problems in the theory and practice of international law: the implementation of human rights, enforcement in dependent national courts of decisions of international courts.

Exploring the international and domestic norms, the author presents his own vision of these problems and approaches to their solution. The paper develops the idea that the human rights of one of the forms of interaction between international and domestic law is to prevent and resolve conflicts between them.

Основные права человека и гражданина.

Международные стандарты в области прав человека

Основные права человека — гарантированная законом мера свободы (возможности) личности, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить её существование и развитие и закреплена в качестве международного стандарта как общая и равная для всех людей. Признаки основных прав человека: 1. Возможности (свободы) человека действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действии, направленные на удовлетворение потребностей, без которых он не в состоянии нормально существовать и развиваться; 2.

Возможности, которые обусловлены биосоциальной сущностью человека, принадлежат ему от рождения и не нуждаются в «разрешении» со стороны кого бы то ни было, в том числе государства.

Они не могут быть «забраны» по произволу власти государства, поскольку не «даны» ею. Это естественные неотчуждаемые права; 3. Возможности, которые не ограничены территорией государства (внетерриториальны) и не зависят от национальной принадлежности человека (наднациональны): они принадлежат ему уже в силу того, что он человек.

Они происходят из природы человека и призваны формировать и поддерживать в человеке чувство собственного достоинства, его индивидуальность; 4. Возможности, которые зависимы (в плане осуществления) от возможностей общества — уровня его экономического, политико-социального, духовно-культурного развития. Разумеется, уровень развития общества не остаётся неизменным, как и потребности самого человека; 5.

Возможности, которые имеют правовой характер, поскольку содержатся в законодательных актах, которые созданы в пределах государства и на международном уровне. Признание, соблюдение, охрана и защита государствами (в результате соглашений) основных прав человека, закрепленных на международном уровне, — показатель того, что они не только стали объектом международного регулирования, но и международными стандартами.

Потребность международного урегулирования прав человека после второй мировой войны обусловливалась осознанием того, что: • тоталитарный режим — угроза миру, а демократия обеспечивает безопасную внешнюю политику; • массовые нарушения прав человека государствами (геноцид , апартеид) могут быть пресечены только в случае защиты прав человека странами мирового сотрудничества.

Геноцид (от лат. genus — группа и caedere — убивать) — сознательное уничтожение групп людей. Апартеид — нечеловеческие акты, совершенные с целью установить и поддерживать господство одной расовой группы людей над другой; • общепризнанные представления о минимальных стандартах прав человека в национальном демократическом обществе, соответствующие данному этапу развития цивилизации, должны получить закрепление в международно-правовых актах. Положения о правах человека, отображенные в статьях Устава ООН (1945), стали основой становления нового института права — международной защиты прав человека и основных свобод — 10.12.1948 г.

Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую центральный пункт концепции прав человека — признание человеческого достоинства каждой личности.

Международные акты о правах человека. Справка

10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающую права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). В Декларации заявлено также, что все люди имеют равные права, которые не зависят от их личностных отличий и от разницы в политических системах их стран.

Декларация не носит обязательного характера.

В основу документа были положены все имеющиеся на тот момент наработки человеческой мысли в данном вопросе. Это был первый опыт коллективной разработки универсального документа по правам человека. Всеобщая декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений.

16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта СССР подписал 18 марта 1968 года и ратифицировал 18 сентября 1973 года).

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола: Факультативный протокол, предусматривающий процедуру рассмотрения сообщений о нарушениях государствами-участниками пакта. Принят 16 декабря 1966 года (СССР присоединился к протоколу 5 июля 1991 года).

Второй факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни.

Принят 15 декабря 1989 года (РФ пока не ратифицировала). Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека. На международном уровне приняты специальные акты о правах ребенка, выделение которых в особую категорию продиктовано особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.п.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что

«Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

.

Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство». 20 ноября 1989 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (подписана СССР 26 января 1990 года, ратифицирована – 13 июня 1990 года).

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей.

Права человека и международное право

Определение 1 Международное право прав человека – это сфера современного международного права, представляющая собой комплекс норм и принципов, направленных на соблюдение международных стандартов свобод и прав человека. Международные акты, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией и соблюдением прав человека, представляют собой отдельную систему юридических норм.

В настоящее время во всем мире действуют около сотни специализированных документов, призванных защищать права женщин и детей, тружеников, беженцев, заключенных и т.д.Соблюдение и реализация гражданских свобод не является исключительно внутригосударственным делом, защита прав человека основывается на нормах международных актов, этой деятельностью занимаются различные интернациональные организации.К числу основных международно-правовых документов, определяющих права человека, относятся:

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
  • Декларация о принципах терпимости.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Если проанализировать все вышеперечисленные документы, то можно найти в них много общего.

Эти важнейшие международные акты устанавливают следующие права и свободы человека:

  • основные общепризнанные политические свободы;
  • признание человеческой жизни высшим достоянием, соблюдение и защита которого является обязанностью любого демократического государства;
  • право на собственность и его защиту;
  • содействие жертвам преступлений в восстановлении справедливости.
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • право на свободу творчества;
  • право на безопасную окружающую среду;
  • право человека на судебную защиту;
  • защита трудовых прав;
  • право на свободное передвижение;

Анализ положений Конституции России позволяет сделать вывод, что в ней нашли декларативное закрепление большинство прав и свобод человека, утвержденных на всемирном и европейском уровне.

Замечание 1 Целью международных соглашений, ориентированных на защиту прав человека, является обеспечение безопасности и социальной защищенности граждан всех государств, а также разрешение реальных проблем гуманитарного, экономического и политического характера. Большинство подобных правовых актов – это документы, открытые для подписания всеми странами.

Рисунок 1. Международные документы о правах человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работПрава человека взаимосвязаны, универсальны и неделимы.