Меню
Главная - Автострахование - Обязанность гражданина значить об изменениях законодательства

Обязанность гражданина значить об изменениях законодательства

Оглавление:

Влияние изменений законодательства на права и обязанности участников гражданских правоотношений


А. ДИДЕНКО, доктор юридических наук, профессор, Е. НЕСТЕРОВА, старший преподаватель КазГЮУ Вопрос о влиянии изменений законодательства на права и обязанности участников гражданских правоотношений не был предметом комплексного научного рассмотрения. Подвергались анализу центральные блоки этой проблемы: об обратной силе гражданского , о соотношении договора и законодательства и о принципе стабильности законодательства.

Между тем развивающаяся рыночная практика показала, что отдельные, казалось бы, периферийные вопросы приобрели актуальное звучание, и то, что ранее было малозначимым, стало затрагивать серьезные интересы участников правоотношений.

Все это заставляет более широко посмотреть на зависимость гражданского правоотношения от законодательства с учетом не заметных или не замеченных прежде деталей. Существуют различные формы влияния законодательства на гражданское правоотношение. Законодательство может: 1. Урегулировать общественные отношения, которые раньше не регулировало, то есть решить то, что до этого не решало.

Например, регулирование интернет-отношений ( РК

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам интеллектуальной собственности»

от 9 июля 2004 г.) или закрепление новых видов договоров в ГК и многое другое. При этом законодательство может распространить действие своего акта на отношения, возникшие до его принятия (этот аспект — ядро многоплановой проблемы воздействия гражданского законодательства на права и обязанности участников правоотношения).

2. Отменить правовое регулирование отношений, которые раньше были урегулированы, то есть прекратить решать в законодательном порядке то, что до этого законодательство решало. Например, отмена требования о максимальном числе участников ТОО ( РК

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ»

от 16 мая 2003 г.) или изъятие из перечня ценных бумаг чека и векселя ( РК от 11 июля 1997 г.

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности»). 3. Изменить правовое регулирование тех или иных общественных отношений, то есть урегулировать общественное отношение по-иному. В свою очередь изменение правового регулирования можно разбить на группы.

Такое изменение способно: — отнести к сфере действия договора то, что ранее решалось законодательством.

Например, «О земле» 1995 г. предусматривал возможность установления новых видов сервитутов только законодательством. Действующее земельное позволяет делать это в договоре; — изъять из сферы действия договора то, что ранее в соответствии с законодательством регулировалось договором, и начать регулировать эти отношения только законодательством. В прежнем налоговом и таможенном законодательстве разрешалось некоторые ставки платежей устанавливать в договоре.

Сейчас эти вопросы решаются только в законодательстве; — улучшить положение субъекта правоотношения.Законодателем могут быть предоставлены

Система законодательства об обращениях граждан (Савоськин А.В.)

Право гражданина направлять обращения предусмотрено ст.

33 Конституции РФ, а также ст. 21 Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР . Как справедливо отмечено В.Д.

Зорькиным , на международно-правовом уровне право на обращение соотносится с положениями ст.

19 Всеобщей декларации прав человека и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах . К этим нормам можно добавить ст.

ст. 10 и 13 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод , а также ст. 11 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека . Вместе с тем ни одна из международных норм (в том числе приведенных выше) не предусматривает право на обращение в чистом виде (если не учитывать право на подачу обращений в международные правозащитные организации, например в Европейский суд по правам человека ).

Универсальное международно признаваемое право человека на обращение в органы публичной власти отсутствует, хотя попытки его закрепления предпринимались, например при разработке Всеобщей декларации прав человека . ——————————— Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД и ВС РФ.

1991. N 52. Ст. 1865. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина. М., 2011. С. 341.

Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета.

1995. 5 апр. Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в г.
Минске 26.05.1995) // Бюллетень международных договоров.

1999. N 6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Бюллетень международных договоров.

2001. N 3. Джонсон Г. Мандат Организации Объединенных Наций в области прав человека // Действующее международное право.

М., 1996. Т. 2. С. 61. Единственный международный акт, прямо предусматривающий обязанность стран гарантировать право граждан на обращение, — Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН . Согласно ее ст. 8

«каждый вправе, индивидуально или совместно с другими, представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы»

.

Согласно ст. 9 Резолюции «человек, чьи права или свободы предположительно нарушены, имеет право лично или через посредство законно уполномоченного представителя направить жалобу в независимый, беспристрастный и компетентный судебный или иной орган, рассчитывать на ее безотлагательное рассмотрение этим органом в ходе публичного разбирательства и получить от такого органа, в соответствии с

Обязанности россиян согласно Конституции РФ.

Справка

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами.

В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание.

А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы. Уважение прав и свобод других лиц Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан: 1.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. 2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17). Получение основного общего образования Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ. Забота о памятниках истории и культуры Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Уплата налогов и сборов Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защита Отечества Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

Обязанности россиян согласно Конституции РФ.

Справка

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина».

В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ». К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся: соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2); уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3); получение основного общего образования (статья 43, часть 4); забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3); уплата налогов и сборов (статья 57); охрана природы и окружающей среды (статья 58); защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции и законов РФ Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами.

В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание.

А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы. Уважение прав и свобод других лиц Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Забота о детях и нетрудоспособных родителях В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан: забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12-17). Получение основного общего образования Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ. Забота о памятниках истории и культуры Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Налоги Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность своевременно и полностью уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом: знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и другими. Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Эксперт об изменениях федерального законодательства, касающихся исполнения гражданами РФ воинской обязанности

| | Эксперт Правозащитной инициативы «Гражданин и Армия» Лев Левинсон подготовил аналитический комментарий, касающийся изменений федерального законодательства за 2013-начало 2014 гг. в связи с исполнением гражданами РФ воинской обязанности.

С правовой точки зрения рассматриваются, в том числе, вступившие в силу в текущем году такие законодательные новшества, как

«меры по повышению престижа военной службы по призыву»

и направления деятельности военной полиции.

Аналитический комментарий представлен ниже. Аналитический комментарий изменений федерального законодательства за 2013 — начало 2014 гг.

в связи с исполнением гражданами РФ воинской обязанности 1.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва»

Вступил в силу 1 января 2013 года.

Для восполнения численного недостатка военнослужащих по контракту (если такая проблема имеется или возникнет) данным законом создается новый вид военной службы — мобилизационный резерв, формируемый на добровольной основе из военнослужащих, находящихся в запасе. Теперь запас Вооруженных Сил РФ, других войск и военных органов разделен на две категории — мобилизационный резерв (как форма продолжения службы) и мобилизационный ресурс (запас как таковой — прочие граждане, прошедшие службу по призыву или уволенные после завершения контракта).

Резервисты проходят службу по территориальному принципу, т. е. проживают дома и привлекаются к отдельным мероприятиям по мобилизационным предписаниям. Скорее всего, резерв появляется в целях социальной поддержки и защиты от безработицы отставных профессиональных военных.

Критически может быть оценен не сам создаваемый институт, а его законодательное оформление. Развивая существующую тенденцию переноса регулирования с уровня федерального закона на уровень подзаконных актов (что характерно для нынешнего законодательства в целом), данный закон предусматривает возможность возложения на резервистов, помимо обязанностей по соответствующим воинским должностям, неопределенных «иных обязанностей», «установленных Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве».

Положение утверждается Правительством РФ. Хотя закон действует уже более года, этот подзаконный акт, в нарушение закона, еще не принят. Полномочия, права и обязанности силовых структур, в том числе воинских формирований, должны исчерпывающе устанавливаться только федеральным законом.

2. Федеральный закон от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»

Вступил в силу 4 февраля 2014 года. Такая же ситуация с принятым недавно законом о военной полиции.

Если мобилизационный резерв еще можно было ввести путем внесения поправок в действующие законы, то образование военной полиции требовало принятия специального закона, регламентирующего ее деятельность, определяющего статус, права и обязанности сотрудников, то есть аналога закона «О полиции».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции»

Принят Государственной Думой 28 января 2011 года Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года Глава 1.

Общие положения Статья 1. Назначение полиции 1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции 1.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. 2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции 1.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПринятГосударственной Думой21 апреля 2006 годаОдобренСоветом Федерации26 апреля 2006 года Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона1.

Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.3.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Статья 2. Право граждан на обращение1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. 2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.2.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4.

Основные обязанности человека и гражданина

Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл.

2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.Принцип равенства обязанностей, установленный ч.

2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами.

Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы.

Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).Основные конституционные обязанности:

  • забота о детях и нетрудоспособных родителях;
  • забота о памятниках истории и культуры;
  • сохранение природы и окружающей среды;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • уплата налогов и сборов;
  • получение основного общего образования;
  • защита Отечества
  • соблюдение Конституции и законов;

Наши права и обязанности

Часто, когда человека спрашивают, что такое право, он отвечает: «Это то, что кто-либо может делать, степень его свободы». В узком смысле слова, это, действительно, так, но если бы у всех были только одни права, то общество превратилось бы в требующих что-либо друг от друга людей.

К сожалению, некоторые люди помнят только о своих правах, но забывают о своих обязанностях и правах других людей. Прав не может быть без обязанностей, поэтому право – это система прав и обязанностей.Французскому писателю Виктору Гюго принадлежат слова «Право – это всё то, что истинно и справедливо». Конечно, это – идеал, к нему надо стремиться.

Случается, что в жизни принимаются далёкие от идеала законы и несправедливые юридически значимые решения, но это не значит, что их надо нарушать. Понятия истинности и справедливости у разных людей могут быть разными, и если каждый будет вести себя только в соответствии с ними, то это приведёт к беспорядку и анархии.

Существуют механизмы изменения законодательства и отмены юридически значимых решений, и их надо применять, но существующие законы и другие правовые нормы нужно стремиться соблюдать.

Стремление стать юридически грамотным и стремление жить в соответствии с правовыми нормами образуют понятие правовая культура, которая является необходимой составляющей общей культуры человека. Сознательно соблюдая правовые нормы, человек вправе ожидать и требовать их соблюдение и от других людей.Что же такое правовая норма и что её отличает от других социальных норм?Существуют религиозные, этические, корпоративные нормы, нормы обычаев и традиций, этикета, но из всех существующих норм только нормы права являются общеобязательными.

Это не значит, что не нужно соблюдать этические нормы и нормы этикета, но, живя в обществе, в государстве человек должен осознавать общеобязательность именно правовых норм. За их несоблюдение наступает юридическая ответственность, в том числе и уголовная.Откуда же берутся нормы права?

Они исходят от государства и содержатся в законах, указах президента, постановлениях правительства, других источниках права.В соответствии со статьёй 19 Конституции России, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Способностью осуществлять свои гражданские права и нести гражданские обязанности (дееспособностью) граждане нашей страны наделяются не от рождения. Полную дееспособность лица получают в 18 лет.До 6 лет дети не могут совершать никаких сделок.

Дети с 6 до 14 лет (малолетние) могут совершать мелкие бытовые сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями.Несовершеннолетние лица с 14 до 18 лет могут уже распоряжаться своим заработком (стипендией), распоряжаться своими авторскими

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов

Согласовано Согласовано Комитет Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации по государственномустроительству Комитет Совета ФедерацииФедерального Собрания РоссийскойФедерации по конституционномузаконодательству Настоящие Методические рекомендации составлены исходя из отечественного опыта законопроектной деятельности последних десятилетий с учетом практики работы в данной области зарубежных стран. Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники. 1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

2. Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула:

  1. не содержит легальные дефиниции;
  2. не нумеруется.
  3. не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
  4. не содержит самостоятельные нормативные предписания;
  5. не формулирует предмет регулирования законопроекта;
  6. не делится на статьи;

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу. 3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале. Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

  1. статья.
  2. глава;
  3. раздел;

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы. 4. Часть законопроекта: обозначается словами: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ; ЧАСТЬ ВТОРАЯ может иметь наименование: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ либо обозначаться (в кодексах) следующим образом: ОБЩАЯ ЧАСТЬ;

Влияние изменений законодательства на права и обязанности участников гражданских правоотношений

А.

ДИДЕНКО, доктор юридических наук, профессор, Е. НЕСТЕРОВА, старший преподаватель КазГЮУ Вопрос о влиянии изменений законодательства на права и обязанности участников гражданских правоотношений не был предметом комплексного научного рассмотрения.

Подвергались анализу центральные блоки этой проблемы: об обратной силе гражданского , о соотношении договора и законодательства и о принципе стабильности законодательства. Между тем развивающаяся рыночная практика показала, что отдельные, казалось бы, периферийные вопросы приобрели актуальное звучание, и то, что ранее было малозначимым, стало затрагивать серьезные интересы участников правоотношений. Все это заставляет более широко посмотреть на зависимость гражданского правоотношения от законодательства с учетом не заметных или не замеченных прежде деталей.

Существуют различные формы влияния законодательства на гражданское правоотношение. Законодательство может: 1. Урегулировать общественные отношения, которые раньше не регулировало, то есть решить то, что до этого не решало.

Например, регулирование интернет-отношений ( РК

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам интеллектуальной собственности»

от 9 июля 2004 г.) или закрепление новых видов договоров в ГК и многое другое. При этом законодательство может распространить действие своего акта на отношения, возникшие до его принятия (этот аспект — ядро многоплановой проблемы воздействия гражданского законодательства на права и обязанности участников правоотношения). 2. Отменить правовое регулирование отношений, которые раньше были урегулированы, то есть прекратить решать в законодательном порядке то, что до этого законодательство решало.

Например, отмена требования о максимальном числе участников ТОО ( РК

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ»

от 16 мая 2003 г.) или изъятие из перечня ценных бумаг чека и векселя ( РК от 11 июля 1997 г.

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности»

). 3. Изменить правовое регулирование тех или иных общественных отношений, то есть урегулировать общественное отношение по-иному. В свою очередь изменение правового регулирования можно разбить на группы.

Такое изменение способно: — отнести к сфере действия договора то, что ранее решалось законодательством. Например, «О земле» 1995 г. предусматривал возможность установления новых видов сервитутов только законодательством.

Действующее земельное позволяет делать это в договоре; — изъять из сферы действия договора то, что ранее в соответствии с законодательством регулировалось договором, и начать регулировать эти отношения только законодательством. В прежнем налоговом и таможенном законодательстве разрешалось некоторые ставки платежей устанавливать в договоре.

Сейчас эти вопросы решаются только в законодательстве; — улучшить положение субъекта правоотношения.Законодателем могут быть предоставлены

Обязанности российских граждан, устанавливаемые Конституцией РФ

Конституция РФ выступает фактором формирования и развития демократического общества и общественных отношений в нем.

Закрепляя конституционные обязанности, она оказывает целенаправленное регулирующее влияние на все стороны и институты общественной жизни, как единственный действующий акт, имеющий высшую силу. Слово «статус» означает правовое положение. Это положение и роль субъекта (человека, гражданина, юридического лица) в правоотношениях с государством.

Юридический (правовой) статус – это понятие, включающее не только нормы Конституции, конституционные акты, но и иные области законодательства. Он рассматривается в целом ко всем нормативно закрепленным правам и обязанностям человека и гражданина, так и в отношении к отдельным отраслям права.

Например, правовой статус работника регулируется нормами трудового права. Конституционный статус является ядром правового статуса человека и гражданина. Важно! В качестве основного элемента правового положения человека рассматривается его гражданство.

Права и свободы человека представляются в первую очередь правами и свободами гражданина.

Другим элементом правового статуса является правосубъектность, то есть, возможность лица иметь права и выполнять обязанности. На обеспечение прав, свобод и обязанностей направлены гарантии: политические, нравственные, социально – экономические, организационные.

В состав правового статуса входят лишь те, что установлены Конституцией. Их содержание закреплено в главе 2 Конституции РФ.

Важен закрепленный принцип равенства граждан перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ):

  • Государство является гарантом равенства прав и свобод человека и гражданина.
  • Мужчины и женщины равноправны и имеют равные шансы для реализации.
  • Все равны перед законом и судом.

Выделяют следующие виды правового статуса в зависимости сферы действия и структуры:

  1. личностный. Характеризует особенности положения конкретного человека.
  2. общий (международно — правовой) правовой статус. Входят внутренние и международные нормы права;
  3. родовой.

    Определяет специфичность положения разных категорий граждан;

  4. конституционный (основной).

    Представляет права и свободы, обязанности и закрепляет их в Конституции;

  5. отраслевой статус;

В ст.1 Конституции РФ закреплено положение, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.