Меню
Главная - Автострахование - Негосударственное образовательное учреждение является

Негосударственное образовательное учреждение является

Негосударственное образовательное учреждение является

Оглавление:

Принципы финансирования негосударственного образовательного учреждения


Негосударственное образовательное учреждение (далее -НОУ) самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, , может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. Финансирование негосударственного образовательного учреждения осуществляется его учредителем.

Способность ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом НОУ, возникает с момента его государственной регистрации. Нормативы НОУ устанавливает учредитель в соответствии с законодательством РФ. Финансовые ресурсы и материальные средства , закрепленные за ним учредителем, используются в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Имущество НОУ состоит из основных и оборотных средств и материальных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе. Сайт предназначен для работников сферы образования Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.После регистрации Вы получаете:

  1. 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  2. доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  3. 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
  4. более 200 сценариев открытых уроков;

Согласно финансовой отчетности, источниками формирования имущества и финансирования негосударственного образовательного учреждения являются:

  • другие источники в соответствии с законодательством РФ.
  • имущество, переданное НОУ учредителем;
  • средства, уплаченные родителями (законными представителями) за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных и медицинских услуг, организацию питания обучающихся;
  • средства учредителя;
  • доходы, полученные от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой НОУ самостоятельно;
  • добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

За НОУ в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Объекты собственности, закрепленные учредителем за НОУ, находятся в оперативном управлении образовательного учреждения. НОУ несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование указанной собственности. Контроль деятельности НОУ в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и НОУ или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.

При ликвидации негосударственного образовательного учреждения денежные

Как открыть негосударственное образовательное учреждение

Частное образование в России нередко объявлялось приоритетным на самом высоком уровне. Однако реальной поддержки эта отрасль пока не дождалась.

Проблемы, которые надо оперативно и профессионально решать, возникают у предпринимателей, желающих обучать детей и взрослых на рыночной основе, еще в самом начале пути. Чтобы открыть НОУ (негосударственное образовательное учреждение), необходимо собрать огромное количество документов, пройти лицензирование, разработать и отправить на утверждение учебный план и многое другое.

Для начала разберемся в терминологии. Негосударственное образовательное учреждение – это некоммерческая организация, предоставляющая на основе полученной лицензии услуги образовательного характера, при этом созданная не государством или субъектом федерации, а частным лицом (или группой лиц). В этом определении важно выделить слово «некоммерческое», что подразумевает неприменимость к НОУ стандартной для частных фирм процедуры регистрации.

НОУ, как и государственные организации, имеют право предоставлять весь спектр образовательных услуг.

Среди них есть учреждения дошкольного, общего, дополнительного, высшего и послевузовского типа, а также специальные заведения для детей-сирот. К ним относятся фирмы, проводящие тренинги, семинары, выставки, лекции в том случае, если участникам выдаются дипломы о полученной квалификации. Прежде, чем начать процедуру регистрации, необходимо собрать большое количество документов, список которых установлен на основании Закона об образовании.

Подавать их надо в региональное управление Министерства юстиции РФ по месту жительства, а все, что касается лицензии, прорабатывается с местным Управлением образования. Любому юридическому лицу для работы требуется устав. В случае с НОУ этот документ обязан соответствовать требованиям, предъявляемым статьей №13 Закона об образовании.

Он должен включать в себя помимо полного названия организации, адреса и данных об учредителях такие сведения, как:

  1. подробная информация об образовательных программах;
  2. правила работы с персоналом;
  3. порядок предоставления платных услуг,
  4. система построения отношений между заведением, учениками и их родителями.
  5. нормативы отчисления и приема;
  6. система оценок;
  7. график обучения;
  8. язык, на котором ведутся уроки;

В документе необходимо указать степень компетенции учредителей и тех лиц, которым они готовы делегировать часть своих полномочий, с приложением соответствующих актов и дипломов.

В уставе изначально прописываются все возможные изменения, которым он может подвергнуться в дальнейшем. Кроме него, для регистрации придется собрать максимальное количество сведений о материально-технической базе учреждения. Предоставляется полный пакет документов, которые касаются имеющейся в распоряжении недвижимости.

Это и договор аренды или собственности, и результаты проверки помещения на соответствие законодательно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, и гарантийное письмо владельца здания.

Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

/ / /Статья

С 01 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Одновременно Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утрачивают силу. Теперь деятельность всех образовательных организаций, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, регулируется одним законом.

Об основных положениях нового закона, касающихся частных образовательных организаций (учреждений), рассказывает Кололеева Светлана Викторовна, Руководитель корпоративной практики Юридической фирмы «Юста Аура».

1. Главное изменение — расширение круга лиц, имеющих право заниматься образовательной деятельностью Напомним, по ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» образовательная деятельность не являлась предпринимательской, и осуществлять ее могли только некоммерческие организации (негосударственные образовательные частные учреждения, автономные некоммерческие организации и др.).

Теперь же новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — закон) право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим организациям и даже индивидуальным предпринимателям (а положение о том, что образовательная деятельность не является предпринимательской, исключено). В ст. 2 закона содержатся основные используемые в нем понятия.

Теперь организации, осуществляющие образовательную деятельность, делятся на две группы: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

Образовательными организациями, как и прежде, остаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы (п. 18 ст. 2 закона). В п. 19 ст. 2 закона содержится дефиниция понятия «организация, осуществляющее обучение», согласно которой это «юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Частью 1 ст. 31 закона к организациям, осуществляющим обучение, отнесены осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Формулировка «иные юридические лица» включает и коммерческие организации. Однако право коммерческих организаций на ведение образовательной деятельности ограничено закрытым перечнем реализуемых образовательных программ – согласно ч. 5 ст. 31 закона они вправе осуществлять образовательную деятельность

Образовательные учреждения в России.

Государственные и негосударственные образовательные учреждения

Образовательные учреждения, согласно ФЗ «Об образовании», представляют собой организации, которые осуществляют образовательный процесс.

Они реализуют одну либо множество различных направлений.Образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, развитие воспитанников (обучающихся), являются юридическими лицами.

В своей жизни человек проходит несколько ступеней психологического, умственного, физического развития. С помощью маленький человек справляется со всеми ступенями.

Маленького ребенка встречают детские Затем идет начальная школа, где ребенок осознает уникальность своей личности. Третьим этапом его развития является (гимназия, лицей). Далее ребенок получает среднее или высшее образование, после которого предполагает послевузовская подготовка.Образовательные учреждения дополнительного вида: дома детского творчества, школы искусств, спортивные клубы, танцевальные студии направлены на дополнительное развитие детей.

В них дети занимаются после завершения уроков. Также предлагается обучение в коррекционных образовательных учреждениях, кадетских корпусах.Обучение является важнейшим элементом образовательной системы, которая помимо учебной деятельности, дополнительно включает воспитание и развитие каждого ребенка.

Государственное образовательное учреждение данного типа в зависимости от направления деятельности делят на несколько видов.

Детский сад общего развивающего вида, в котором в качестве приоритета выделяют одно либо несколько направлений развития подрастающего поколения. К примеру, детский сад специализируется на физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном развитии дошкольников.Также выделяют детские сады компенсирующего вида, в которых основным направлением работы является коррекция отклонений в психическом и физическом развитии малышей.Детский сад оздоровления и присмотра предназначен для профилактических, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур и мероприятий.Образовательная программа образовательного учреждения комбинированного вида допускает сочетание оздоровительных, компенсирующих, общеразвивающих групп.Центры развития ребенка организуются для психического и физического развития, оздоровления и коррекции воспитанников ДУ.
Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного возраста направлено на решение следующих задач:

  1. осуществление коррекции при выявлении отклонений от нормального развития дошкольника;
  2. формирование общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения.
  3. личностное, интеллектуальное развитие ребенка;
  4. укрепление физического и психического здоровья дошкольников;

ДОУ имеет расчетный счет, устав, печать, фирменные бланки.

Образовательная программа образовательного учреждения должна соответствовать требованиям ФГОС, разработанным для в РФ.ДОУ проходит обязательную аттестацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании», целью которой является установление соответствия уровня и качества воспитания и обучения требованиям

Открываем негосударственное образовательное учреждение

Прежде всего отметим, что образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании» (далее по тексту — «Законом»). К сожалению, данный Закон не содержит конкретного, однозначного определения образовательной деятельности, но из его анализа можно сделать вывод, что под образовательной деятельностью следует понимать деятельность, результатом которой является получение учащимися (воспитанниками, студентами, слушателями и т.п.) новых или дополнительных знаний, навыков, профессиональной подготовки, квалификации и т.п. Согласно Закону, образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

При этом (цитируем Закон)

«государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций»

. Таким образом, законодательство исключает коммерческие организации из образовательного процесса — ООО, ЗАО, ОАО и им подобные организации вести образовательную деятельность не вправе.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая физическим лицом — предпринимателем, по Закону не лицензируется.

Закон не расшифровывает, что следует понимать под индивидуальной педагогической деятельностью. По нашему мнению, основанному на сложившейся практике, к ней следует относить образовательные услуги, оказываемые физическим лицом, имеющим соответствующее педагогическое (профессиональное) образование, единолично, собственным трудом (без привлечения по найму и по иным основаниям других специалистов, занятых в образовательном процессе) — например, репетиторство, гувернерство и т.п. Процедура получения лицензии на право ведения образовательной деятельности достаточно сложна, о ней мы расскажем ниже.

Здесь же отметим, что обойти требование Закона и осуществлять образовательную деятельность без лицензии нельзя — подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.

В то же время, к образовательный услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т.д.

— но только в том случае, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации.

В качестве примера деятельности, не являющейся образовательной и не подлежащей лицензированию, можно привести лекции по астрономии, читаемые в Планетарии, сопровождающиеся демонстрацией звездного неба с помощью специального аппарата, которые может посетить любой желающий, купивший билет. Аналогично, не относится к образовательной деятельность музеев, предоставляющих широкой публике доступ к своим экспонатам. Очевидно, что деятельностью, «похожей»

Бухгалтерия и финансы

Содержание Организационно-правовая форма образовательного учреждения Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.

Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:

  1. совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.
  2. способ владения собственностью, имеющейся на балансе;

Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ. Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения В соответствии с актуальными нормами право на предоставление образовательных услуг имеют организации, юрлица и индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуру лицензирования согласно со ст. 91 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».

Деятельность ОУ должна быть направлена исключительно на удовлетворение нематериальных потребностей широкого круга лиц, что реализуется через работу по двум направлениям — воспитание и обучение. Длительный период времени в РФ был признан только один вид организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения — некоммерческая организация. С принятием Федерального закона № 175-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были узаконены новые организационные формы ОУ:

  • Частные ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.
  • Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.
  • Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Статус ОУ Учредитель Имущество Финансирование Государственные школы Органы госвласти РФ, субъектов РФ. Пребывает в собственности государства.

Осуществляется из госбюджета. Муниципальные Органы местного самоуправления. Находится в собственности муниципалитета.

Частные Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности. Общественные и религиозные организации (обязательное условие — регистрация в нашей стране).

Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус индивидуального предпринимателя.

Находится во власти собственника. Выделение денежных средств выполняется учредителем. Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

  1. учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;
  2. учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение

Негосударственное образовательное учреждение: участник правоотношений в сфере образования

> > В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве.

Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.Содержание:

Частный детский садОпределение НОУ отечественное законодательство не содержит.

Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных.
В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей.

НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ.

Их регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет.

Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги.

Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ.

При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.Легального «НОУ» законодатель не дал.

Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

Законодательное объяснение НОУ«Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные.

В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти.

Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации.

что такое «негосударственный университет/институт»

Образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании» . В соответствии с Законом, образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации) , муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений) .

Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) — организация, созданная собственником для осуществления услуг некоммерческого характера с целью реализации образовательных программ. По сути, негосударственные учебные заведения осуществляют такой же образовательный процесс, как и государственные школы. Только их учредителем является не государство, а какое-либо предприятие или частные лица.

В чем же плюсы и минусы образовательной школы перед частной?

! Попытаемся разобраться… Начнем с государственной школы, в которой обучались большинство из нас. Как показывает многолетний опыт, уровень преподавания и преподавательского состава достаточно высок, поскольку, как правило, здесь работают учителя с огромным стажем и с пониманием своего дела.

Помимо этого каждая школа имеет многолетнюю историю и многочисленные выпуски, что говорит о том, что качество образования и образовательных программ проверены временем. Немаловажным фактором является и доступность такого образования, отсутствие платы за обучение, не считая, конечно же, обязательных взносов за охрану школы или очередной ремонт в классе, но это не так сильно может ударить по родительскому бюджету. Не будем так же забывать о том, что вашего ребенка не могут не принять в государственную школу по месту прописки, даже если это очень престижная школа.

Нередко основная образовательная программа школы может включать в себя программы дополнительного образования, а также могут организовываться факультативные предметы, в которых заинтересованы большинство учеников в классе или школе. В этом случае возникает момент платного образования, но, опять-таки, навязать его вашему ребенку не смогут, поскольку это выбор каждого индивидуально.

Нередко мы, родители, уже заранее знаем, какая именно школа, находящаяся близко к дому, наиболее предпочтительна для нашего ребенка, поскольку сами в свое время были ее выпускниками, а это действительно сильный аргумент. Кроме того, всегда можно получить хорошие советы при выборе школы от своих знакомых, чьи дети уже являются учениками того или другого образовательного учреждения.

Ну и, наконец, несомненным плюсом является получение вашим чадом аттестата государственного образца в обязательном порядке в конце пути. Остановимся теперь на частной школе.

Положительными моментами здесь будут и повышенная безопасность, и комфортность школы, и немногочисленные классы, и отличное техническое оснащение, высокое качество питания в столовой, наличие школьного транспорта, который позволяет вам не переживать за передвижение Вашего ребенка от дома до школы, индивидуальный подход к каждому ученику, обучение иностранным языкам в углубленном режиме с самые первых лет и многое другое.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.2.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.3. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее — федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее — государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.4.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:1) дошкольные;2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;4) учреждения дополнительного образования взрослых;5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;6) утратил силу.7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);8) учреждения дополнительного образования детей;9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.5. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений.

На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Типовые положения об образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются Правительством Российской Федерации.Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.5.1.

Некоммерческие образовательные организации.

Порядок создания, деятельности и ликвидации

Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. В 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

Следует отметить, что до принятия вышеуказанного законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении.

В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов. Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть: • органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления; • отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы); • отечественные и иностранные общественные и частные фонды; • общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; • граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений): • государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ); • муниципальные; • негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления. В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО).

Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе.

Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Виды образовательных учреждений

В повседневной жизни для потребителя такие слова, как «школа», «лицей», «гимназия», «институт», «университет», порой объединены в общем названии «учебное заведение», при этом потребитель обычно не задумывается о конкретной организационно-правовой форме образовательной структуры. По сути, это вполне правильное представление, если рассматривать его с точки зрения общности целей перечисленных образовательных заведений.

Однако далеко не каждое образовательное заведение занимает одинаковое правовое положение в существующей на сегодня системе образования. В названии образовательных организаций помимо собственно наименования (например,средняя общеобразовательная школа № 12; гимназия № 58; «Колледж менеджмента», «Саратовская государственная академия права»), отражающего конкретную индивидуализацию и характер деятельности, встречаются такие аббревиатуры, как ГОУ, МОУ, НОУ и др. Именно данные аббревиатуры и являются основой наименования любых образовательных организаций, поскольку указывают на их организационно-правовую форму, от которой отчасти и зависят условия дальнейшего обучения.

В связи с этим, прежде чем подойти к конкретному выбору того или иного образовательного заведения, необходимо научиться определять суть (смысл) его наименования.

Попробуем разобраться, что же включает в себя понятие «организационно-правовая форма». Под организационно-правовой формой понимается: • способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом; • правовое положение хозяйствующего субъекта и цели осуществляемой им деятельности. Хозяйствующими субъектами признаются любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Способы закрепления и использования имущества хозяйствующего субъекта определяются либо самим субъектом (если это индивидуальный ) либо его учредителем (если субъект – юридическое лицо или организация без прав юридического лица) в соответствии с установленными правовыми нормами.

Согласно гражданскому законодательству имущество может закрепляться за хозяйствующим субъектом на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании (например, на правах аренды). Правовое положение (правовой статус) хозяйствующего субъекта– это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, характеризуемое и определяемое совокупностью права и обязанностей, ответственностью и полномочиями, вытекающими из законодательных и иных нормативных актов.

Исходя из целей осуществляемой деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются: • на коммерческие организации – организации, для которых извлечение прибыли и возможность распределять ее среди участников является основной целью деятельности; • некоммерческие организации – организации,основной целью деятельности которых является не извлечение прибыли и распределение ее между участниками, а удовлетворение нематериальных потребностей граждан. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в формехозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Глава II. Гражданско-правовой статус образовательных учреждений и организаций

В соответствии с нормой п. 1 ст. 12 Закона об образовании образовательный процесс осуществляет образовательное учреждение, которое является юридическим лицом (п.

2 ст. 12 Закона об образовании).

Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество в собственности либо на правах хозяйственного ведения, либо в оперативном управлении (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо отвечает имуществом по своим обязательствам, приобретает и реализует гражданские (имущественные и личные неимущественные) права, исполняет обязанности от своего имени, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации (ст.

50 ГК РФ). Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не вправе распределять получаемую прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, в иных целях, направленных на защиту общественных благ.

В юридической литературе отмечается, и на это было обращено внимание в гл.

I, что выступление некоммерческих, в частности образовательных, организаций в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено, во-первых, необходимостью материального обеспечения их основной, определенной учредительными документами, деятельности, и, во-вторых, самостоятельным участием в собственно экономических, имущественных отношениях в качестве субъектов рынка. Действующее законодательство Российской Федерации (ГК РФ, Закон о некоммерческих организациях, Закон об образовании, Закон о высшем образовании) допускает возможность участия образовательных организаций в деятельности, приносящей доход. Из Закона об образовании (ст.

11 прим.; ст. 12) следует, что организации — юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, могут создаваться только как некоммерческие организации. Тем самым законодатель определил в качестве основной цели образовательных организаций не извлечение прибыли, а осуществление образовательного процесса.

Иное означало бы, что учредитель образовательной организации был бы вправе предпринять все усилия для получения прибыли для себя лично и уделять минимум внимания организации, обеспечению обучения, воспитания, экономя на потребностях обучающихся.

Закрепление особого правового статуса образовательных организаций обусловлено необходимостью правовой охраны образовательной деятельности, связанной с реализацией конституционного права личности, и определяет ряд требований к ним: функционирование в определенных законом организационно-правовых

В чем разница? НОУ = Негосударственное обр учреждение НЧОУ = Негосударственное частное обр учреждение,

Применительно к поставленному Вами вопросу никакой. Только в названииФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХСтатья 9.

Частные учреждения1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.2.

Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.3.

Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.ЗАКОНОБ ОБРАЗОВАНИИСтатья 11. Учредитель образовательного учреждения(в ред.

Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.Статья 11.1. Государственные и негосударственные образовательные организации1. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.2.

Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательством Российской Федерации.Статья 12. Образовательные учреждения3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации) , муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)) .Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением1.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.2.

Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.Статья 39. Отношения собственности в системе образования5.

Негосударственное образовательное учреждение (организация) может быть собственником имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.татья 46.

Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения1.