Меню
Главная - Конституционное право - Межбународные акты о труде ратифицированные рф

Межбународные акты о труде ратифицированные рф

Международно-правовые акты о труде как источники трудового права


Международно-правовые акты о труде как источники трудового права. Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них — декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права.

Большое внимание ООН уделяет социально-трудовым вопросам.

В их развитие МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда.

Но МОТ как специализированная по вопросам труда международная организация может принимать конвенции и рекомендации и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах ООН. Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда как юридическая международная основа для издания национальных норм трудового законодательства.

(Но следует отметить, что из 300 международных актов о труде Россией ратифицированы менее 50). Все источники международно-правового регулирования труда имеют договорный характер.

Принимает эти акты высший орган МОТ — Генеральная конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в Женеве. Она построена по принципу трипартизма (т. е. два представителя от правительства страны — члена МОТ и по одному — от работников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).

Укажем на важнейшие источники международного трудового права, принятые ООН, и их содержание.

Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

Во “Всеобщей декларации прав человека”, принятой в 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН, предусмотрены основные трудовые права человека, право на эффективное восстановление нарушенных прав (ст. 8), право на образование, в том числе на общедоступное техническое и профессиональное, включая высшее (ст.

20). В ст. 23 закреплены очень важные права человека: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи и дополняемое при необходимости и другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Декларация закрепляет право на отдых, указывая, что “каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск” (Международное право в документах. М., 1982, с. 306—307). Все трудовые права Всеобщей декларации прав человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г.

в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, часть III которого посвящена социально-трудовым правам. И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами.

Международные нормативно правовые акты о труде

— — Для нашего трудового права важен такой акт ООН, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР в 1980 г.

Это не только между- народный билль о правах женщин, но и программа действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства государств участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст.

25). Не считаются дискриминационными специальные меры, направленные на охрану материнства (ст. 4). Данная Конвенция предусматривает ряд мер для ликвидации дискриминации женщин в области образования (ст.

10) и занятости (сг. 11), в том числе по причине замужества или материнства.

Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для России имеют:— Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944 г);— Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19.06.1998 г.);— Конвенции МОТ, ратифицированные СССР и Российской Федерацией.Часть указанных международных документов ратифицирована нашим государством еще в период существования СССР.

Однако это нисколько не умаляет их значения в правоприменительной практике, поскольку современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним, ранее предусмотренные для советского государства. Фрагмент документаПисьмо МИД РФ от 13.01.1992 г. Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества.

Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства.

Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности, международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами. N 11/Угп

«Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик.Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР»

.

Основные положения ключевых международных актов в сфере труда 1. Всеобщая декларация прав человека.

На сегодняшний день данный международный

Каким актом рф ратифицируются конвенции международной организации труда

Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах.

Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц.

G╥zSfyЦЎПYыmЬ╔╦Ї%╫╝Mў╞Fп╙HчП!ЮцШn╨┌▓╡╪* э╒BS[чЭБ ┼ч┐фбт┤@Н9S╩╒b█А╤IО╚ф(йя╬VbШ▀Nwя╦2яВНзвВ╠w7gГЇW│yфCў╖=ЬZ╡ПЩ6]Jз3┤°|!┴╣╧й╧])p;╬йdЄE└9√e╟э√#ц╔а╘╓вGcнЗtyRрO;;U╔в┬RaUоЯ’┼▐aЗ··JИ,з│е╫o▓UUnz оLаЕ2JkжаеMj╤д}┤╔JsU¤▀╧ю оBKл·UГ╖╒?/|║ЭDоMkїdeVmг!чt═Д╕ЮнlокФВ:+▄3 е╘[╥OЙR╓─ПщЗА?с─Ыжс─CohВcdН`6╧к├pВ┌ц1є·U2C%%▀’▐@h*$▌Ж4сgxйЯn┘╚Б└’ш¤ЮHК3=ё└gоTёhяU?y│РшЮЇёe╟ЬТ╧фЯ╚D╠°┘─°╠)э/М6(╥ч ЯсO╪Hл╘ЮkЖW3к╩Ё╠4ё#╠}ф▄#yЄР╦з|Y`н╨╫LjEе3▌ИJejQЖ▄ЮАo╥┌tЁ\╪`МУ╢▌▐Х-e╛║▄4\·R┤ИЩ·■окQъ\5╕9ЪpTXp░ьНNUЖ=Л[▀░Ж╣BдE╟жэgв╢WРBh┬╣оwъмBiв\бГБrПsрe(╟Sа,9┴нrє!МVP8бЄmЁФо’▀їК»ЛХzЁХ▌оЫ╧hЎ╖¤Ыc▀F_╙╜║T┼Лй╚`ёц▓щOї∙нсvcY4+▐┼q╝╦q│┌М╣░4+ы%Y┴┬э№FR╘,Ь:»*░╝бvи╠╤n=чЭ▀sk√9UзЎлФ┤Р- Y їQ.Б╓$█8FпЛИч ╦Dк¤tл▐»в%6▄u№╘;█╛ыprcW╒▓t[Ж·┴╠ЫO°ї$ыMёЛ░├АЪ3ц╧▐╢уэДх╤d╡xХ╒eБ▐╥╥d┌╡╨V│гСы╢поRvВшЭH»Эб+╣ZДл╕g╓═& H┌{`R∙п┴Q╣N╔)╬└юрФОUfёr╔+═3Ш╢Qм#n╬ЦЙ╫Э┤7[tuV]Э│%=Юb\э┤2│Гм╫!ЛO/i╕╚яд1фY╧C&PЗ┬/ё■Wбл(q═▐╠╘_╤╚CwqG К╥jЪМeрР|aЁ4h┘√─╘бHP~3╨kёcЮКJj zЎ]║▌NщeWC~Jъ╘щЕ1ь╛I[─Ь╛. Например, подлежит применению Конвенция МОТ № 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью. Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности.

Применению подлежат и положения Конвенции МОТ № 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования.

Важнейшими документами, определившими вопросы социальной защиты работников в процессе труда и формулирующими концептуальные основы государственной политики международного сообщества в области условий и охраны труда, являются ратифицированные в России Конвенция 155 (1981 г.

)

«О безопасности, гигиене труда и производственной среде»

, Конвенция 150 (1978 г.) «Регулирование вопросов труда». Конвенции Международной организации труда (МОТ) относятся к числу источников трудового права.

Перечень Конвенций МОТ, ратифицированных СССР и Российской Федерацией, действующих на сегодняшний день приведены в таблице Б2.

Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования: научно-практическое пособие (Н. Л. Лютов, 2012)

2. Запрет принудительного труда А) Труд военнослужащих.

В предыдущей главе уже отмечались несовпадение сферы действия понятия принудительного труда, дающегося в Конвенциях МОТ № 29 и 105, и того, которое дается в ст. 4 ТК РФ, а также некоторые редакционные разночтения.

Помимо этого, есть и случаи, когда один и тот же труд может быть признан принудительным согласно Конвенции № 29, и не признан таковым по ст. 4 ТК РФ, что означает прямое противоречие внутреннего законодательства международному договору с участием Российской Федерации.

Так, в формулировке ТК РФ, в исключениях, касающихся недобровольного труда, не считающегося принудительным, делается ссылка на труд военнослужащих. В ст. 4 ТК РФ речь идет о работе, «…выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе».

Ни в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г.[65], ни в Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» 2002 г.[66], ни в иных правовых актах, касающихся порядка прохождения военной службы[67], не содержится объяснения того, к каким именно видам работ можно привлекать призванных в армию или на альтернативную гражданскую службу граждан. При этом «забыта» фраза, содержащаяся в Конвенции № 29[68], о том, что такое изъятие касается лишь работ, носящих «чисто военный характер». Выполнение приказов командира относится к обязанностям военнослужащего, за исключением выполнения заведомо преступных приказов.

Рекомендуем прочесть:  Что можно передавать в сизо

Если речь идет о строительстве, например, частного здания, вряд ли можно себе представить ситуацию, что солдаты смогут отказаться от выполнения соответствующего приказа командира, ссылаясь на норму ст. 4 ТК РФ. Конвенция № 29 предоставляет им такое право.

Как уже говорилось выше, сфера применения запрета принудительного труда, предусмотренного Конвенцией № 29, менее категорична, нежели в ТК РФ, поэтому напрямую применить норму Конвенции, как прямо запрещающую принудительный труд на территории России, невозможно. Тем существеннее последствия, возникающие вследствие противоречия между двумя определениями принудительного труда.

Б) Труд заключенных. Еще одно отличие формулировок ст. 4 ТК РФ и Конвенции № 29 касается труда заключенных. Согласно ч. 4 ст. 4 ТК РФ понятие принудительного труда не включает, в том числе,

«…работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров»

.

В России действие этой нормы применяется в отношении отбытия наказания в виде обязательных работ в соответствии с главой 4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ[69].

Трактовка Конвенции в данном случае шире положений ТК РФ, так как в ней, в отличие от Кодекса, содержится указание на то, что заключенные при отбытии наказания не могут быть переданы в распоряжение частных лиц, компаний и обществ. Такая трактовка, в частности, не позволила Канаде ратифицировать Конвенцию

Международные нормативные акты в области трудовых отношений

Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства. Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п.

4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности, международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами.

Фрагмент документа Статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора». Таким образом, роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в нашей стране трудно переоценить: ведь нередко именно ими, а не российским законодательством о труде в первую очередь руководствуется суд, вынося решение по тому или иному трудовому спору. Из содержания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г.

N 63 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

следует: если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст.

5 ТК РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ). В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленумом Верховного Суда РФ было принято постановление от 10.10.2003 г N 5

«О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

. Международным договорам РФ также посвящен специальный нормативно-правовой акт — Федеральный закон от 15.07.1995 г.

N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Согласно преамбуле к данному закону международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные акты-соглашения в сфере трудоустройства и их значение (стр. 1 из 2)

В соответствии со ст.

15 п. 4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии со ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Об этом же говорится и в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»; согласно п.

3 той же статьи положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации действуют в Российской Федерации непосредственно.

В практическом плане это означает необходимость для всех субъектов применения норм трудового права в России знать и применять положения тех конвенций МОТ, которые ратифицированы нашей страной. Не следует понимать в том плане, что приоритет всегда за нормами международного права.

Соотношение между ними и национальным законодательством о труде решается в пользу международного права и международных договоров, если ими устанавливаются более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Международные договоры приобретают юридическую силу после их ратификации.

Россия после распада Советского Союза стала его правопреемником по всем ратифицированным международным соглашениям.

Конституция РФ (ст. 46) предоставляет каждому право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных прав.

Среди международных правовых документов особое значение для трудового права имеют конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении.

Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров.

Так, обосновывая правомерность требования работников на своевременную выплату заработной платы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась не только на Конституцию РФ и трудовое законодательство, но и на Конвенцию МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949), которая защищает право работника на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд. Ссылка на Конвенцию МОТ N 95 вполне правомерна, поскольку, не определяя конкретных сроков выплаты заработной платы, эта Конвенция содержит принципиальное положение о том, что заработная плата должна выплачиваться через регулярные промежутки времени.

Международные правовые акты как источники трудового права России

Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда. Важнейшие из них — декларации, пакты, конвенции ООН, закрепляющие некоторые принципы правового регулирования труда и основные трудовые права.

Большое внимание ООН уделяет социально-трудовым вопросам.

В их развитие МОТ принимает конвенции и рекомендации по проблемам труда. Но МОТ как специализированная по вопросам труда международная организация может принимать конвенции и рекомендации и по другим вопросам труда, не предусмотренным в актах ООН. Акты МОТ и ООН вместе составляют Международный кодекс труда как юридическая международная основа для издания национальных норм трудового законодательства.

При этом следует отметить, что из 300 международных актов о труде Россией ратифицированы менее 50. Все источники международно-правового регулирования труда имеют договорный характер. Принимает эти акты высший орган МОТ — Генеральная конференция (ассамблея), собирающаяся ежегодно в Женеве.

Она построена по принципу трипартизма (т.е.

два представителя от правительства страны — члена МОТ и по одному — от работников и работодателей, все четыре представителя голосуют самостоятельно).

Укажем на важнейшие источники международного трудового права, принятые ООН, и их содержание.

Устав ООН в ст. 55 предусматривает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН, предусмотрены основные трудовые права человека, право на эффективное восстановление нарушенных прав (ст. 8), право на образование, в том числе на общедоступное техническое и профессиональное, включая высшее (ст.

20). В статье 23 закреплены очень важные права человека: право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи и дополняемое при необходимости и другими средствами социального обеспечения; право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Декларация закрепляет право на отдых, указывая, что

«каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск»

. Все трудовые права Всеобщей декларации прав человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, часть третья которого посвящена социально-трудовым правам.

И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами.

Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей.

Международные нормативные акты в области трудовых отношений

Вы здесь «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2009, N 7 Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Международные правовые акты, признанные нашим государством, приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства. Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами.

Фрагмент документа. Статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации Таким образом, роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в нашей стране трудно переоценить: ведь нередко именно ими, а не российским законодательством о труде в первую очередь руководствуется суд, вынося решение по тому или иному трудовому спору. Из содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63

«О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «

О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует: если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч.

2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ).

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление от 10.10.2003 N 5

«О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»

. Международным договорам РФ также посвящен специальный нормативно-правовой акт — Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Согласно преамбуле к данному Закону международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Знание международных документов в сфере трудовых отношений может сослужить хорошую службу как работодателю, стремящемуся защитить свои интересы, так и работнику, желающему отстоять свое право на труд, в том числе в судебном порядке.

Глава xvii. международно-правовое регулирование труда (международные стандарты труда)

 Трудовое право России: УчебникОрловский Юрий Петрович ГЛАВА XVII.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА (МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРУДА) § 1.

Понятие международно-правового регулирования трудаМеждународно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.Формальным выражением такого регулирования являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых ООН, МОТ, региональными объединениями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, а также в двусторонних договорах между государствами.Зарождение международно-правового регулирования труда относится к началу XX в.

и является результатом совокупного действия многих факторов, в числе которых борьба трудящихся, требования профсоюзов, влияние идей выдающихся мыслителей XIX в., стремление различных государств, а также предпринимателей уравнять условия конкуренции на международных рынках. Важную роль в активизации деятельности государств в этой области сыграло давление социал-демократических партий и лево-либеральных кругов, которые рассматривали международное регулирование противоречий, внедрения социальных начал в жизнь общества, установления прочного мира между народами, торжества социальной справедливости, эволюционного реформирования капитализма.После октября 1917 г.

на международно-правовое регулирование труда стало оказывать значительное влияние соперничество капитализма и социализма.Мощный толчок развитию международного трудового права дало создание в 1919 г.

Международной организации труда, ее активность по изданию нормативных актов (конвенций и рекомендаций).

После Второй мировой войны деятельность ООН по закреплению и защите прав человека, в том числе в социальной и экономической областях, дальнейшая активизация нормотворческой деятельности МОТ, принятие норм труда, создаваемых региональными организациями государств, — все это завершило формирование международного трудового права как важной и относительно автономной подотрасли международного публичного права.

Международные стандарты труда — нормативная субстанция международного трудового права — одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты согласованной деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств. Содержание этих стандартов представляет собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и положений национальных систем трудового права, создания оригинальных синтетических правил с участием юристов, представляющих существующие системы правового регулирования труда, итог столкновения мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения

Международные нормативно правовые акты о труде

Часть III посвящена социально-трудовым правам.

И в отличие от Декларации, которая не подлежит ратификации государствами, Международный пакт ООН подлежит ратификации присоединяющимися к нему государствами.

Он был ратифицирован СССР, а следовательно, и Россией как его правопреемницей. Таким образом, указанные в нем основные трудовые права и их гарантии являются одной из приоритетных частей российского трудового права.

Те его положения, которые прямо не включены в текст российских законов о труде, должны находить прямое их применение, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ они приобретают значение российского трудового законодательства.

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г. и ратифицированный нашей страной в 1976, также содержит некоторые международные трудовые права.

Пакте государства обязуются обеспечить:а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации ;d) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны».

Настоящий Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. N 4812-VIII и, следовательно, является обязательным и для Российской Федерации.

Все, что предусматривает Пакт в области трудовых прав и свобод человека, так или иначе отражено в российском законодательстве, однако это нисколько не умаляет важности его положений, на которые (так же, как и на Всеобщую декларацию прав человека) можно ссылаться при отстаивании своих прав, в том числе на уровне Европейского суда по правам человека.3. Наряду с актами МОТ о равенстве в сфере труда, запрете дискриминации, приняты и принимаются дискриминирующие акты, которые относятся к определенным категориям трудящихся: работникам-мигрантам, лицам с семейными обязанностями, пожилым трудящимся, морякам, сельскохозяйственным рабочим, представителям коренного населения ;

  1. Право на Ассоциацию. В этой области действуют две главные конвенции: Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию и Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных договоров.

В Конвенции № 87 свобода ассоциаций понимается как право трудящихся и предпринимателей образовывать организации (союзы, ассоциации) по своему выбору без предварительного разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. В российском законодательстве указанные положения Декларации закреплены в следующих основных нормативно-правовых актах:— Конституция РФ: ст.

37 (право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на справедливую оплату труда, на объединение в профессиональные союзы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, на отдых); Трудовой кодекс РФ;— Закон РФ от 19.04.1991 г.