Меню
Главная - Транспортный налог - Государственные пособия гражданам имеющим детей на правах рукописи

Государственные пособия гражданам имеющим детей на правах рукописи

Государственные пособия гражданам имеющим детей на правах рукописи


Юлия Борисовна РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ (правовой аспект) Специальность 12.00.05 – трудовое право, право социального обеспечения АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва – 2007 Работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений Научный руководитель: заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, профессор Галаганов Владимир Петрович Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Буянова Марина Олеговна кандидат юридических наук, доцент Кондратьева Зоя Александровна Ведущая организация: Институт государства и права РАН Защита состоится «29» октября 2007 года в 12 часов 00 минут на заседании диссертационного совета К 602.001.02 по присуждению ученой степени кандидата юридических наук в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454 г.

Внимание Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора — по решению суда.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины: подлежащие государственному социальному страхованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными; обучающиеся с отрывом от производства; проходящие военную службу по контракту, службу в качестве грядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в учреждениях и органах УИС; из числа гражданского персонала российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ; указанные категории женщин при усыновлении ими ребенка (детей).

Важно Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах.

В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

, в Кодексе законов о труде.

Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Диссертация выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

Выводы и практические предложения, содержащиеся в ней, обсуждались на заседаниях кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений.

Материалы диссертационного исследования использовались

Российская система социальных пособий на детейтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.05 ВАК РФ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Корсанснкова Юлия Борисовна РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ (правовой аспект) Специальность 12 00 05 — трудовое право, право социального обеспечения АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук На правах рукописи □ОЗ1602 18 Москва — 2007 003160218 Работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений Научный руководитель заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, профессор Галаганов Владимир Петрович Официальные оппоненты доктор юридических наук, профессор Буянова Марина Олеговна кандидат юридических наук, доцент Кондратьева Зоя Александровна Ведущая организация Институт государства и права РАН Защита состоится «29» октября 2007 года в 12 часов 00 минут на заседании диссертационного совета К 602 001 02 по присуждению ученой степени кандидата юридических наук в Академии труда и социальных отношений по адресу 119454 г Москва, ул Лобачевского, 90 С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Академии труда и социальных отношений Автореферат разослан сентября 2007 г Ученый секретарь диссертационного совета, (/•^ ‘— В П Галаганов кандидат юридических наук, профессор Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. В настоящее время в Российской Федерации сложилась острая демографическая ситуация1 В числе главных причин такого положения дел — материальная необеспеченность семей с детьми как следствие проводимых в стране социально-экономических реформ Одним из способов ее решения является кардинальное улучшение материального положения семей, имеющих детей, большинство из которых находится на уровне бедности или за ее чертой В таких условиях дети и семьи с детьми должны рассматриваться как особая категория членов социума, нуждающаяся в особой заботе со стороны государства В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года2 и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2006 г3 в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей, повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными Пособия, предоставляемые семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению Российского государства и стабилизации общества Система социальных пособий, являясь институтом права социального обеспечения, призвана не только гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию предпосылок 1 Только естественная убыль населения в России составила соответственно в 1995 г — 840 тыс, в 2000 г -958 тыс , в 2005 г — 846 тыс , в 2006 г — 690 тыс человек (Россия в цифрах — М Росстат, 2006 — С 75)

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Понятие пособий гражданам, имеющим детей и основания его возникновения 1.2Круг лиц, имеющих право на пособие Глава 2.

ВИДЫ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ ПО СРОКАМ ВЫПЛАТЫ 2.1 По сроку выплаты — единовременные пособия 2.2 По сроку выплаты — периодические пособия .3 По сроку выплаты — ежемесячные пособия Глава 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В РФ 3.1 Проблемы и недостатки демографической политики РФ 3.2 Пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей Заключение Список использованных источников ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей.

Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что

«материнство и детство, семья находятся под защитой государства»

.

В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи.

Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального обслуживания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др. Семья и детство находятся под защитой государства.

Федеральным законом от 19.05.96 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), установлена единая система государственных пособия гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
За последние два-три года в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи.

Государственные пособия гражданам имеющим детей на правах рукописи

/ / 24.03.2018 224 Views 25.03.2018 25.03.2018 25.03.2018 При этом отметим, что в России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Отец и мать ребенка, состоящие в браке между собой, записываются его родителями в книге записей рождений по заявлению любого из них (п.1 ст.51 СК РФ). Отцовство супруга (а в указанных выше случаях — бывшего супруга) матери ребенка удостоверяется записью об их браке (п.

2 ст. 48 СК РФ). Если женщина заявляет, что отцом ее ребенка является не ее супруг (бывший супруг), а другое лицо, отцовство данного лица устанавливается по правилам установления отцовства в отношении детей, рожденных вне брака.

Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается подачей отцом и матерью ребенка совместного заявления в органы ЗАГСа (п. 4 ст. 48 СК РФ). Лицами, заменяющими родителей могут быть усыновители, опекуны, попечители и т.д. Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности, на детей военнослужащих по призыву: — справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу; — справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.

Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органом социальной защиты по месту жительства граждан с детьми в письменной форме, не позднее чем через 10 дней после обращения.

При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки.

Важно Основным субъектом пособий являются родители ребенка.

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в порядке, установленном законом.

Материнство, т.е. происхождение ребенка от данной женщины, устанавливается органом записи актов гражданского состояния (ЗАГСом) на основании документов медицинского учреждения, в котором ребенок родился.

Если роды произошли вне медицинского учреждения, происхождение ребенка от матери может быть подтверждено медицинскими документами, свидетельскими показаниями либо иными доказательствами (ст.

47 и п. 1 ст. 48 Инфо СК РФ) Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.

№ 223-ФЗ // Собр.Законодательства Росс. Федерации.- 1996. №1. Отцом ребенка, родившегося в зарегистрированном браке, признается супруг матери, если не доказано иное (п.

2 ст. 48 СК РФ). Вопросы опеки и попечительства регулируются нормами гражданского и семейного законодательства. Так, им посвящены ст. 31-40 ч. 1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-Ф. Часть первая. // Собр. Законодательства Росс. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
и гл. 20 (ст. 145-150) Семейного кодекса РФ (СК РФ). Особо следует рассмотреть вопрос

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

дневного заработка за две недели до родов и четыре недели после родов.

Кроме того, закон устанавливал право рабочих на следующие виды врачебной помощи: первоначальную помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, бесплатную выдачу лекарств и др. В январе 1912 г., еще до принятия указанных выше законов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП(б) выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и приняла свою страховую программу.

Она строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка вследствие безработицы; охватывать всех лиц наемного труда и их семей; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы должны падать на предпринимателей и государство, всеми видами страхования должны ведать единые страховые компании, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРП(б).

С 1917 по 1922 г. было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества. Эти нормативные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной для трудящихся.

В первые месяцы советской власти был принят ряд декретов, содержащих специальные пункты, касающиеся женщин: Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни». Срок выдачи пособия по беременности и родам увеличился с 6 до 8 недель, причем если ранее 2 недели до и 4 недели после родов исчислялись отдельно и пропуск срока лишал право на пособие, то теперь 8-недельное пособие суммарно гарантировалось в любом случае.

Это же касается сохранения обязательного 6-недельного послеродового отпуска. Размер пособия по-прежнему составлял от половины до полного заработка.

Пособие кормящим матерям выплачивалось 20 недель с момента прекращения выплаты материнского пособия, т.е. общая продолжительность выплат составляла 28 недель. Декретом СНК РСФСР от 31 октября 1918 г.

было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся», глава 5 которого регламентировала пособия беременным и роженицам.

Пособия выплачивались при беременности и родах в размере заработка женщины, занимающейся физическим трудом, в течение 8 недель до и после родов, остальным работающим женщинам — в течение 6 недель до родов и 6 недель после родов. Считается, что впервые в мире отпуск по беременности и родам был введен 14 ноября 1917 г.

Декретом СНК «О пособии по беременности и родам», установившим 112 дней оплачиваемого отпуска беременным и роженицам. Поскольку данный отпуск был введен декретом, с тех пор его и именуют «декретным». В соответствии с Декретом СНК от 17 апреля 1919 г.

sovetnik36.ru

Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде. Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.

Согласно ст. 14 Закона № 81-ФЗ пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Действие Федерального закона

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6) не распространяется на: — граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении; — граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; — граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Субъектом социально-обеспечительных отношений по поводу пособий является семья с детьми, под которой следует понимать совместно проживающую группу лиц, состоящую не менее чем из двух физических лиц, одним из которых является ребенок (дети), а другим – лица (лицо), которые осуществляют заботу о ребенке и находятся с ним в определенной правовой связи на основании: кровного родства по рождению (родители), факта усыновления (усыновители), установления опеки (попечительства) (опекуны, попечители), принятия в приемную (приемные родители) или патронатную (патронатные воспитатели) семью, – либо являются его фактическими воспитателями.

8. Важно Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

1.2 Круг лиц, имеющих право на пособие

дипломная работа В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6): — граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации; — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; — постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; — временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства. Действие Федерального закона

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

от 19 мая 1995 г.

№ 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6) не распространяется на: — граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении; — граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; — граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Адресная социальная помощь в Республике Беларусь. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца Согласно статье 4 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. Государственные пособия гражданам 2.1.

ПРАВО НА ПОСОБИЕ Порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации. Наследование по завещанию Вместе с тем при всей свободе, которая предоставляется гражданину в распоряжении принадлежащим ему имуществом на случай смерти, закон устанавливает одно-единственное ограничение этой свободы (ст.

1149 ГК РФ)

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Оглавление детский пособие государственный роды Введение Глава 1.

Социальная функция государства .1 История развития законодательства о детских пособиях .2 Общая характеристика закона

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Глава 2. Понятие и классификация государственных пособий гражданам, имеющим детей .1 Понятие государственных пособий гражданам, имеющим детей .2 Классификация государственных пособий гражданам, имеющим детей Глава 3. Отдельные виды пособий .1 Пособие по беременности и родам .2 Проблемы гендерного равенства в связи с предоставлением детских пособий Заключение Список использованных источников и литературы Приложения Введение декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации, в статье 7 которой определено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В развитие данной нормы Конституции РФ принят Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

.

Данный закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данные дополнения, в основном направлены на стимуляцию повышения рождаемости и обеспечения семьям, имеющих детей, минимальной материальной базы для их содержания, т.к.

сегодня проблема рождаемости в России стоит довольно остро. В связи с изложенным, тема данного исследования представлена актуальной.

Тема выплаты пособий на детей не является объектом глубоких теоретических исследований. Ввиду этого данная работа написана, в основном, с использованием текстов нормативных актов. Глава 1. Социальная функция государства .1 История развития законодательства о детских пособиях В течение развития человеческого общества люди сталкивались с задачей содержания стариков, инвалидов, детей.

В обстоятельствах первобытнообщинного порядка беспомощные и больные члены семейства были обречены на гибель, так как человек ещё с трудом добывал себе еду, а содержать больных община была не в состоянии.

Но привилегией в данном смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети. Эксперты поясняют этот факт инстинктом сохранения рода. С появлением огня старшее поколение начали заботиться о его поддержании, помогали женщинам в изготовлении еды и уходе за детьми.

В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы, снабжая пищей и абсолютно всем необходимым. В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей выполнялось главным образом семьей (взрослые дети должны были содержать своих старых родителей, а родители — своих малолетних детей). Но, как утверждает историческая наука, в I веке до н.э.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Содержание Введение 3 Глава 1 Понятие, система и источники правового регулирования пособий гражданам, имеющим детей в ЯНАО 7 1.1.Понятие и источники правового регулирования денежных выплат гражданам, имеющим детей 7 1.2. Система денежных выплат гражданам, имеющих детей и проживающих в ЯНАО. 22 Глава 2 Проблемы организации и судебной практики выплат гражданам, имеющих детей и проживающих в ЯНАО.

33 2.1. Правовые и организационные основы работы органов осуществляющих деятельность по реализации социальной поддержки малоимущих семей и семей, имеющих детей на государственном обеспечении. 33 2.2. Проблемы судебной практики по реализации выплат гражданам, имеющим детей 48 Заключение 57 Литература и нормативный материал 61 Приложение 1 69 Приложение № 2 69 Введение Актуальность темы дипломной работы определяется рядом факторов, связанных с демографическими и социально-экономическими сферами.

Проблемы демографии, недостаточным жизненным уровнем населения, реализации конституционных положений поддержки, защиты материнства и детства, взаимосвязаны. Решить их возможно только в комплексе, прибегая как к экономическим, так и к правовым средствам. Вопросы, связанные с правовым регулированием, реализацией и защитой прав человека становятся чрезвычайно актуальными на фоне общественных преобразований, которые сегодня происходят в Российской Федерации.

Построение правового социального государства невозможно без усиления внимания к данным вопросам. Каждый человек в правовом государстве должен чувствовать свою правовую и в том числе и социальную и экономическую защищенность.

Социально-правовое исследование государственных пособий гражданам, имеющим детей, является актуальным как в общетеоретическом, так и в практическом (прикладном) плане. Институт государственной помощи семьям с детьми, который определяет необходимость государственной поддержки лиц, находящихся в социально уязвимом положении, принадлежит к числу широко применяемых в юридической и обществоведческой литературе, однако, до сих пор исследователи имеют разные взгляды на его сущность, признаки и не существует единого общепризнанного определения данного института.

Поэтому теоретический анализ содержания этого понятия, безусловно, важен.

Кроме того, наряду с общетеоретическим фактором актуальности такого исследования, большое значение имеет анализ современной ситуации социально-политического развития нашего государства, которое в Конституции РФ определяется как социальное и правовое.

Поскольку высшей ценностью такого государства выступает личность и ее права, проблематика полноценной реализации государственных пособий семьям с детьми имеет непосредственное отношение к формированию условий достойной жизни человека, его социальной защиты. Учет социально-политических и экономических факторов развития государственных пособий гражданам имеющим детей, становится одним из элементов результативности государственных реформ.

Определяя актуальность темы исследвоания, нельзя также не обратить внимание и на сложное экономическое положение, в котором сегодня оказалось наше государство.

Пособия гражданам, имеющих детей

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; -пособие по беременности и родам; -единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву; -единовременное пособие при рождении ребенка и при передаче его на воспитание в семью; -ежемесячное пособие по уходу за ребенком; -пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; -ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву. Пособия назначаются и выплачиваются следующим лицам, имеющим детей (ч. 1 ст. 1 Закона №81-ФЗ): ) гражданам РФ, проживающим на территории РФ; ) гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в качестве лиц рядового и начальствующего состава: -в органах внутренних дел, -в Государственной противопожарной службе, -в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, -в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, -в таможенных органах, ) гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; ) постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам; ) временно проживающим на территории РФ и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Не имеют права на получение данных видов пособий следующие категории граждан (ч. 2 ст. ст. 1 Закона №81-ФЗ): ) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; ) граждане РФ, иностранные граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ) граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона №81-ФЗ нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, могут быть признаны и иные категории лиц, проживающих на территории РФ, и на которых действие данного Закона не распространяется. Порядок и условия признания их таковыми должны быть утверждены Правительством РФ.

Однако, указанный правовой акт до настоящего времени не принят. Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.