Меню
Главная - Защита жилищных прав - Что относится к налоговой тайне

Что относится к налоговой тайне

Что относится к налоговой тайне

Статья 102. Налоговая тайна


1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений: 1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией; 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; 7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков; 8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам; 9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи; 10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

Налоговая тайна: содержание и ответственность за разглашение

К налоговой тайне относятся, в первую очередь, любые сведения, связанные с налогообложением налогоплательщика, но также информация иного характера, которая в ходе выполнения должностных обязанностей стала известна сотрудникам налоговых, правоохранительных, следственных, таможенных органов и работникам внебюджетных фондов.

Форма представления сведений не имеет значения.

Информация, имеющая отношение к налоговой тайне, может поступить как на любых электронных носителях, так и в печатном варианте. Это могут быть документы, фотографии, аудиофайлы, видеозаписи.

Важно отметить, что каждый налогоплательщик имеет право потребовать соблюдения режима конфиденциальности только касательно сведений, имеющих отношение непосредственно к нему.

Однако информация о других лицах, ставшая известной налоговым или другим органам, также должна находиться под охраной, но как профессиональная тайна.

На практике может возникнуть ситуация, когда разглашение налоговой тайны в соответствии с требованием федеральных законов приведет к непреднамеренному раскрытию профессиональной. Налоговую тайну составляют лишь те сведения, которые были получены в ходе законных действий государственных органов и при исполнении их сотрудниками должностных обязанностей.

Налоговой тайной не являются сведения, размещенные в открытых источниках. В налоговом кодексе нет перечня сведений, составляющих налоговую тайну.

Тем не менее, к таким сведениям можно отнести:

  1. финансовую отчетность и документацию, не опубликованную в открытом доступе;
  2. сведения личного характера и информацию, относящуюся к коммерческой тайне организации;
  3. сведения, имеющие отношения к научно-техническим разработкам, патентам, и т.п.
  4. информацию о налоговых и страховых отчислениях во внебюджетные фонды;
  5. информацию, отраженную в первичных документах налогоплательщика. Это могут быть кассовые документы, платежные поручения, товарные накладные, акты оказанных услуг и т.п.;

Законодательство в области налоговой тайны регламентирует не только ее сбор и порядок получения, но также обеспечивает соблюдение режима секретности, защиту от несанкционированного доступа, вводит уголовную, дисциплинарную и административную ответственность за ее разглашение и незаконную передачу третьим лицам.

Соблюдение режима налоговой тайны обеспечивает защиту конституционных прав, коммерческих и экономических интересов налогоплательщиков. Налоговая тайна имеет некоторое сходство и взаимосвязь с понятием «банковская тайна».

Банки и финансовые учреждения хоть и не заинтересованы в разглашении персональных данных своих клиентов, но тем не менее в ряде случаев, предусмотренных федеральными законами, обязаны предоставить требуемые данные налоговым, следственным и другим государственным органам. Отметим также, что с 2020 года начнет действовать глобальная система обмена финансовой информацией (CRS), в которую входит также и Россия, а это значит, что произойдут значительные изменения в принципах сохранения банковской тайны.

Налоговая тайна

» » » Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Содержание Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам. Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.
Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д. Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты. также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется. Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  1. финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.
  2. сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  3. информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны. Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Налоговая тайна это

Термин «налоговая тайна» распространен в юриспруденции с 1999 года. Именно с этого времени началось его широкое употребление в речи.

Налоговая тайна – это информация о лице, которое является налогоплательщиком.

Такие сведения поступают в службу налогообложения и правоохранительную систему, следственные органы и таможню. Эта информация защищена, и поэтому доступ к ней органичен. Важно соблюдение ее секретности. На уровень доступности к таким сведениям не влияет юридический статус. Налоговую тайну составляют несколько аспектов.
В это понятие входит много государственных ведомств, которые выполняют свои функции.

Это официальная структура, реализующая налоговую политику страны. Работа таких учреждений нужна для взыскания денежных средств с физических и юридических лиц для устойчивого функционирования РФ. Система считается централизованной и неделимой.

В ней работают несколько органов, которые контролируют область пополнения бюджета налогами и сборами. В этом учреждении находится множество сотрудников, благодаря чему обеспечивается эффективная деятельность.

У всех налоговых органов есть доступ к сведениям, относящимся к материальному и имущественному состоянию налогоплательщика.

Из-за доступа к таким данным может быть причинен большой вред как одному человеку, так и всему учреждению. Именно поэтому появился такой термин, как налоговая тайна.

Это понятие позволяет не предоставлять в широкий доступ информацию.

Что же входит в нее? Сведения, составляющие налоговую тайну, следующие:

    данные о налогоплательщиках из документов первичного характера; официальные доходы или расходы; материальное положение; информация о налогах; личные сведения.

Эти данные находятся в налоговой службе. Их запрещено разглашать, так как это не разрешено законом. Запрос таких сведений возможен только в исключительных случаях, да и то с законным разрешением.

Тогда лицо не будет нести за это ответственности. Все данные, входящие в понятие «налоговая тайна», — это важные сведения, которые не должны разглашаться лицами.

Они передаются для выполнения профессиональных задач уполномоченными лицами. К ним относят сотрудников некоторых организаций, таких как:

    налоговая система; правоохранительные органы; таможенные учреждения; внебюджетные фонды; эксперты.

Налоговой тайной является информация, которая доступна сотрудникам многих учреждений в связи с занимаемой должностью. Это не должно использоваться для других целей, иначе предусмотрена ответственность.

Налоговая тайна – это сведения, запрещенные к разглашению. Но есть информация, которая не входит в это понятие.

Они указаны в статье 102 НК РФ.

К ним относят: Общедоступные сведения. Есть ФЗ «О персональных данных» №152, по которому к информации общего доступа относят: Ф. И. О., дату и место рождения, номер телефона, профессию. Это относится к физическим лицам. Если же это ИП или компания, то к общедоступным сведениям относят название предприятия, форму собственности, адрес, структуру, данные об управляющем.

Налоговая тайна: что это такое, понятие и особенности, ответственность за разглашение

» » 17 0

Обновлено: 05.06.2020 Налоговая тайна – это понятие, впервые упомянутое в отечественном законодательстве относительно недавно – 20 лет назад.

А потому все еще возникают такие вопросы относительно нее, как и кто имеет право ее хранить, и каковы последствия за разглашения оной. Узнаем это из представленного материала.

Налоговая тайна — данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы Впервые данный термин вступил в силу как часть законодательного акта первого января 1999 года, в составе первой части Налогового Кодекса. Так, согласно статье №102 данного документа, вся информация, касающаяся того или иного налогоплательщика обязана быть защищена путем ограничения к ней доступа ввиду соответствующих требований относительно конфиденциальности. Разумеется, действует данное требование об ограничениях при поступлении данных как в Федеральную налоговую службу, так и в органы систем:

  1. правоохранительной;
  2. внебюджетной;
  3. следственной и т.д.
  4. таможенной;

Обратите внимание: на обязанность по сохранению интересующей нас тайны и уровень доступа к оной никоим образом не оказывает влияние то, какой юридический статус имеет лицо, являющееся плательщиком сбора в государственную казну, а именно:

  1. организации (юридическое);
  2. индивидуального предпринимателя.
  3. статус гражданина РФ (физическое лицо);

Выдержка из НК РФ Статьи 102.

Налоговая тайна Говоря иными словами, перечисленные выше инстанции, в связи с исполнением ими определенных задач и обязанностей, ведут деятельность, напрямую сопряженную с получением такой информации, как:

  1. имущественные характеристики и т.д.
  2. данные о финансовом положении того или иного лица;

Распространять перечисленные сведения произвольно, значит нанести вред интересам лица, на которое собраны сведения, так как:

  1. закон гарантирует гражданам России полную неприкосновенность частной жизни;
  2. организации же защищены законом от разглашения сведений высокой коммерческой значимости для конкурентов.

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации Непосредственно обсуждаемая нами статья Налогового Кодекса не приводит перечень наименований, относящихся к обозначенной ранее тайне, но зато список дают иные документы, например, письмо, составленное Минфин России. Так, согласно ему к интересующей нас категории можно отнести данные о:

  1. его имущественном счете и т.д.
  2. сведениях, которые представляют собой декларацию доходов лица и его расходов;
  3. содержании официальных бумаг налогоплательщика, относящихся к первичному типу;

Помимо прочего, распространение налоговой тайны производится также на данное о том, какие сборы в пользу бюджета страны, дивиденды и т.д.

Какие сведения, имеющиеся у налоговой, являются тайной

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 2 августа 2013 г.В.А.

Полянская, экономист У налоговиков одна из любимых причин отказа в вычетах по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль необоснованными — контрагент не исполняет своих налоговых обязательств. Иными словами, вас обвиняют в том, что вы не проявили должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера. Чтобы обезопасить свою компанию, многие бухгалтеры обращаются в налоговые органы, где состоит на учете их контрагент, чтобы узнать, не нарушает ли тот налоговое законодательство.

В частности, своевременно ли контрагент уплачивает налоги, не привлекался ли он к налоговой ответственности, сдает ли отчетность.

Подробнее о том, обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов, написано: Но налоговики не спешат делиться имеющейся у них информацией, ссылаясь на налоговую тайну. А какие сведения считаются налоговой тайной?

В каких случаях и, главное, с кем налоговики могут ей поделиться?

Условно всю имеющуюся у ИФНС информацию по степени доступности можно разделить на три категории. Доступность запрашиваемой информации Перечень информации Порядок доступа Общеизвестные и иные сведения, доступ к которым не ограничен; ;

  1. наименование организации;
  2. сведения о филиалах и представительствах;
  3. сведения о полученных лицензиях;
  4. ф. и. о. учредителей;
  5. коды по ОКВЭД
  6. сведения о держателе реестра акционеров;
  7. ИНН, КПП, ОГРН, дата постановки на учет;
  8. размер уставного капитала;
  9. размер чистых активов в АО;
  10. адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа;
  11. организационно-правовая форма;
  12. ф. и. о. лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации;
  13. сведения о том, что организация находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  14. сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале;

Источником наиболее полной общедоступной информации является выписка из ЕГРЮЛ (далее — Постановление № 438).

Получить ее можно по запросу в произвольной форме; (далее — Постановление № 630).

О том, в каких случаях может понадобиться выписка из ЕГРЮЛ и как ее получить, читайте в , . Также часть сведений (наименование, ИНН, КПП, ОГРН, дату регистрации) можно узнать на → Электронные услуги → Проверь себя и контрагента Скрытая информация, которая не является тайной; Информация о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (об исполнении обязательств по уплате налогов, о представлении отчетности) Получить такую информацию можно, направив в налоговый орган запрос в произвольной форме. Имейте в виду, эта информация не является налоговой тайной, ; ; .

Но в то же время обязанности предоставлять такую информацию у налоговиков тоже нет; Информация, которая признается

Страна Советов

.

Налоговая тайна (ст. 102 НК РФ) — это любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1. Содержание являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика; 2. об идентификационном номере налогоплательщика; 3.

о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями); 5. предоставляемых избирательным комиссиям, в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Содержание налоговой тайны не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Разглашение налоговой тайны — это, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственном органе, в который такие сведения поступили в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителем этого государственного органа. Рассматривая правовой режим налоговой тайны, отметим, что режим ограничения доступа к информации установлен ст.

9 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

.

Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом.

Пунктом 4 ст. 9 Закона № 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие «иная тайна», в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации.

Налоговая тайна: что это такое и кто на нее может покуситься?

  1. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
  2. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  3. с 1 января 2014 года не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ).
  4. предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  5. сведения являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;
  6. предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  7. об идентификационном номере налогоплательщика;

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г.

N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  1. предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102 НК РФ). Поступившие в госорганы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Например, документированная информация, в том числе на электронных носителях, содержащая сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, должна храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110

«О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами,

Понятие и содержание налоговой тайны

> > > 04 мая 2017 определено в НК РФ, и в последнее время в этом вопросе появлялись отдельные нововведения.

1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  1. полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  2. за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

О расшифровке данного понятия и нюансах его практического применения узнайте из нашего материала. Понятие налоговой тайны расшифровано в п.
А именно:

  1. при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  2. информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  3. данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст.

102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно: Пункты ст.102 НК РФ Содержание 2 установлен запрет на разглашение СНТ 3 определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа 4 предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение) За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:

  1. уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).
  2. административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
  3. дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);

О наказаниях, предусмотренных законодательством для налогоплательщиков, расскажут материалы рубрики . Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).

Посвященная налоговой тайне статья 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п.

1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.

Какие сведения относятся к налоговой тайне

4496 Содержание страницы Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон. Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  1. внебюджетным фондам.
  2. таможенным;
  3. налоговым;
  4. следственным;
  5. правоохранительным;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель.

Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы. Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года. Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  1. административная – ст. 13.13 КоАП;
  2. материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  3. уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций.

Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести. Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  1. вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  2. личная информация;
  3. патенты, ноу-хау, разработки организации;
  4. перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  5. сведения уровня коммерческой тайны.
  6. налоговые декларации;
  7. сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  8. данные, касающиеся отчислений в соцфонды;

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ.

Какие сведения относятся к налоговой тайне?

Бесплатная консультация по телефону: +7(499)495-49-41 Содержание

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайнаПредоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно.

Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан.

Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты. Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации. Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну.

В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  1. финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.
  2. информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  3. сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.Вся эта информация не

Обеспечение режима налоговой тайны на предприятии

Информация, относящаяся к налоговой тайне, может стать известна фискальным, таможенным, следственным или другим органам государственного контроля. Разглашение этих сведений предполагает применение наказаний в рамках административного и уголовного кодексов.

Не все данные относятся к конфиденциальной информации и могут перестать быть таковыми с согласия, поданного физическим или юридическим лицом на имя начальника территориальной налоговой инспекции. Содержание статьи Налогового кодекса РФ раскрывает суть этого понятия методом исключения, то есть объясняет, что такая тайна в себя не включает:

  1. ИНН плательщика и данные о постановке отдельных субъектов хозяйствования на учет в ФНС, ;
  2. информацию, раскрывающую перед избирательными комиссиями размер собственного ежемесячного дохода кандидатов и их ближайших родственников;
  3. общедоступные данные (закрепленные в действующем законодательстве или ставшие таковыми по личному желанию предпринимателя);
  4. сведения, передаваемые в местную администрацию с целью проверки внесенных сборов и размера недоимки по ним.
  5. сведения о допущенных фискальных нарушениях и примененных наказаниях, суммах уплаченных обязательств и среднесписочной численности организаций;
  6. данные о вступлении в состав консолидированной группы или об использовании специальной системы уплаты налогов ();
  7. информацию о платежах в Государственную информационную систему, осуществляемых в рамках , принятого 27.07.2010 г.;

Остальные данные о предпринимателе и осуществляемой им деятельности служащие ФНС и других государственных учреждений не имеют право разглашать. Ориентируясь на признаки из исключительного списка в , к конфиденциальным относят данные, полученные из следующих источников:

  1. деклараций за текущий период;
  2. баз персональных данных;
  3. банковских выписок о производимых перечислениях в фонды социального назначения;
  4. финансовых документов, не находящиеся в открытом доступе;
  5. первичных документов (актов, накладных, платежек) – пункт не распространяется на государственные бюджетные учреждения, так как действующий федеральный закон от 05 апреля 2013 г. предусматривает публикацию информации, свидетельствующей об исполнении этапа контракта;
  6. хранилищ разработок, произведенных силами компании, и тому подобное.

Общедоступные сведения представлены в таблице: Физические лица Организации ФИО Полное и сокращенное название Дата и территория рождения Применяемая организационно-правовая форма – ООО, АО и т.д.

Контактные данные Юридическое и фактическое место ведения деятельности, направленной на получение дохода Выполняемая трудовая функция ФИО директора ИНН Сведения, закрепленные в ст. 102 НК РФ: · налоговые нарушения; · применяемый режим налогообложения; · результаты проведенных проверок и т.д. Конфиденциальная

Какие сведения составляют налоговую тайну?

> > 19 апреля 2017 Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов.

В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье. Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102.

Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации.

Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной.

Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания).

Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ. К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп.